ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 февраля 2005 г. N 03-1-03/210/11
О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Федеральная налоговая служба сообщает
следующее.
Правовые условия использования
электронной цифровой подписи в электронных документах регулируются Федеральным
законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
В соответствии с вышеуказанным
Федеральным законом под электронным документом понимается документ, в котором
информация представлена в электронно-цифровой форме; под
электронной цифровой подписью - реквизит электронного документа,
предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки,
полученный в результате криптографического преобразования информации с
использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий
идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить
отсутствие искажения информации в электронном документе (в настоящее время
Федеральный закон "Об электронном документе" не принят).
Согласно пункту 2 статьи 1 действие
указанного Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ распространяется на
отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других
предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
Налоговые правоотношения регулируются
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налогоплательщикам в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставлено право
представления в электронном виде только налоговой декларации по установленной
форме в налоговый орган по месту своего учета в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 2 статья 80 Кодекса).
При этом Кодексом не предоставлено
налогоплательщику право выставления в электронном виде счетов-фактур при
расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 169 Кодекса установлено,
что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия
предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном
главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В соответствии с
пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную
стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для
регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы
налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в
установленном порядке.
При этом счета-фактуры, полученные от
продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по
мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных
услуг). Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения,
не могут регистрироваться в книге покупок.
В частности, пунктом 2 указанной статьи
Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с
нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут
являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога
к вычету или возмещению.
Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено,
что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации
либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом
по организации. При этом данная статья Кодекса не представляет возможности
использования электронно-цифровых или факсимильных подписей руководителя и
главного бухгалтера организации.
Таким образом, налогоплательщик
(покупатель) согласно вышеуказанной норме Кодекса не вправе регистрировать в
книге покупок выставленные продавцом счета-фактуры, не соответствующие
установленным нормам их заполнения.
В связи с
изложенным налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или возмещению суммы
налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику, на основании
счета-фактуры, оформленного поставщиком в электронном виде и заверенного
электронно-цифровой или факсимильной подписью руководителя и главного
бухгалтера организации.
По вопросу о
возможности составления в электронном виде первичных учетных документов (в
частности, товарных накладных) с заверением их электронно-цифровой или
факсимильной подписью лиц, занимающих в организации соответствующие должности
или действующих от имени организации на основании доверенности, следует
обратиться в Министерство финансов Российской Федерации, так как данный вопрос
не относится к компетенции Федеральной налоговой службы.
М.П.МОКРЕЦОВ