МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2005 г. N 03-06-05-04/68
Вопрос. Организация осуществляет
розничную торговлю через магазин площадью менее 150 кв. м. Этот вид деятельности
переведен в регионе на уплату ЕНВД. В магазине товары можно купить в кредит (с
оплатой первой части стоимости в кассу магазина, а оставшейся - на его
расчетный счет в банке).
1. Подпадают ли доходы, получаемые от
розничной торговли с использованием смешанной формы расчетов (наличной и
безналичной), под действие системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход? Каков порядок начисления НДС и выставления счетов-фактур при
смешанных расчетах с покупателями-организациями? Правомерно ли выставление
счета-фактуры лишь на ту часть стоимости товара, которая оплачивается
безналичным путем?
2. К какой форме расчетов (наличной или
безналичной) следует относить продажу товаров для работников организации по
ведомостям в счет последующего удержания из заработной платы?
Ответ. Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики о порядке применения положений главы 26.3
"Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в отношении розничной торговли сообщает следующее.
В соответствии со
статьей 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в
отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и
павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не
более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том
числе не имеющие стационарной торговой площади.
При этом статьей 346.27 Кодекса
определено понятие розничной торговли - это торговля товарами и оказание услуг
покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
При этом в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под наличным расчетом
следует понимать расчет наличными деньгами (ст. 140, 861 ГК РФ), а под
безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками,
расчет по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и установленными в соответствии с ним банковскими правилами и
применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 861, 862 ГК РФ).
Исходя из этого, предпринимательская
деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, осуществляемой
налогоплательщиками с использованием любых форм безналичных расчетов (за
исключением расчетов с использованием платежных карт), не подпадает под
действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Налогоплательщики, осуществляющие
розничную торговлю товарами и оказание услуг физическим и юридическим лицам как за наличный, так и по безналичному расчету,
привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении
результатов розничной торговли за наличный расчет и с использованием платежных
карт. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной
торговли с использованием всех иных форм безналичных расчетов, подлежат
налогообложению в общеустановленном порядке или, по желанию налогоплательщика,
с применением упрощенной системы налогообложения на основе данных раздельного
учета доходов и расходов (п. 7 ст. 346.26 Кодекса).
По вопросу исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость (далее - НДС) необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 4
статьи 346.26 Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого
налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками НДС в отношении
операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21
"Налог на добавленную стоимость" Кодекса, осуществляемых в рамках
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход,
за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации.
Что касается операций по реализации
товаров, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, не
облагаемой единым налогом на вмененный доход, то такие операции облагаются НДС
в общеустановленном порядке.
Пунктом 1 статьи 168 Кодекса
предусмотрено, что при реализации товаров налогоплательщик НДС обязан
предъявить к оплате соответствующую сумму налога. При этом,
согласно пункту 3 статьи 169 Кодекса, налогоплательщик НДС обязан составлять
счета-фактуры.
Таким образом, при отгрузке товаров, операции по реализации которых осуществляются в рамках
деятельности, не облагаемой единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик
обязан составлять счета-фактуры.
В случае если при отгрузке товаров
счет-фактура с учетом НДС выставлен на все отгруженные товары, а оплата этих
товаров частично произведена за наличный расчет (т.е. в отношении реализации
части этих товаров организация является налогоплательщиком единого налога на
вмененный доход), то для целей НДС продавец может осуществить перерасчет с
покупателем. После проведения такого перерасчета по товарам,
оплаченным за наличный расчет, продавец может внести соответствующие
исправления в первый и второй экземпляры счета-фактуры в порядке, установленном
пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
В случае если продавец указанный
перерасчет с покупателем не производит и не вносит соответствующие изменения в
счета-фактуры, то на основании пункта 5 статьи 173 Кодекса суммы НДС,
уплаченные покупателем за товары, операции по
реализации которых относятся к деятельности, облагаемой единым налогом на
вмененный доход, подлежат уплате в бюджет. При этом суммы НДС, уплаченные
продавцом указанных товаров своим поставщикам, к вычету не принимаются.
Одновременно сообщаем, что в целях
применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
продажа товаров работникам организации по ведомостям с последующим удержанием
из заработной платы не относится к розничной торговле и подлежит
налогообложению в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ