ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 апреля 2005 г. N 14-1-04/1345@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
письмо, сообщает следующее.
В соответствии со
статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в
абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно подпункту
2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным
налогом все виды установленных действующим законодательством Российской
Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых
обязанностей, возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением
здоровья.
Пунктом 3 статьи 217 Кодекса установлено,
что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды
установленных действующим законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Статьей 11 Кодекса установлено, что
институты, понятия и термины, в том числе гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе,
применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Трудовым кодексом Российской Федерации
(далее - ТК РФ) разграничивается понятие оплаты труда (раздел VI ТК РФ) и
гарантии и компенсации (раздел VII ТК РФ).
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда -
система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления
работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными
нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Статьей 164 ТК РФ установлено, что
компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам
затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных
федеральным законом обязанностей.
В соответствии со статьей 57 ТК РФ в
трудовом договоре указываются как условия оплаты труда (в том числе размер
тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и
поощрительные выплаты), так и компенсации и льготы работникам за работу в
тяжелых, вредных и (или) опасных условиях.
Так же указанные понятия разделяются и в
статье 133 ТК РФ.
Согласно статье 146 ТК РФ оплата труда
работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными
особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
Вместе с тем, согласно статье 219 ТК РФ,
каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным
договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и
работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Следовательно, ТК РФ различает
компенсационные выплаты названной категории работников и оплату труда (в том
числе доплаты, надбавки) в повышенном размере работникам, занятым на тяжелых
работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
При этом с учетом положений статьи 135 ТК
РФ размеры компенсационных выплат устанавливаются работникам организаций,
финансируемых из бюджета, соответствующими законами и иными нормативными
правовыми актами; работникам организаций со смешанным финансированием
(бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) -
законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными актами организаций; работникам других
организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами организаций, трудовыми договорами.
Кроме того, одним из основных направлений
в области охраны труда в соответствии со статьей 4 Федерального закона от
17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
является установление компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и
опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне
производства и организации труда. Данное положение закреплено также в статье
210 ТК РФ.
Следует также иметь
в виду, что применение Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N
387/22-78 "Об утверждении типового положения об оценке условий труда на
рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут
устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" при определении
компенсационных выплат за работу на тяжелых работах и работах с вредными и
(или) опасными условиями труда не
соответствует законодательству Российской Федерации, поскольку последнее может
быть использовано при определении размеров доплат и надбавок к тарифным ставкам
и окладам за работу на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными
условиями труда в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно статье 147
ТК повышение заработной платы работников, занятых на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, производится по результатам аттестации рабочих мест,
порядок проведения которой установлен Положением о порядке проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Министерства труда
и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12.
Таким образом,
установленные с учетом приведенных выше положений ТК РФ компенсационные выплаты
работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными
условиями труда, установленные в соответствии со статьей 219 ТК РФ, не подлежат
налогообложению единым социальным налогом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи
238 Кодекса и налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3
статьи 217 Кодекса.
Действительный
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
С.Н.ШУЛЬГИН