ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 июля 2005 г. N 02-1-07/66
Федеральная налоговая служба рассмотрела
запрос и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1
статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях
налогообложения прибыли в составе прочих расходов учитываются арендные платежи
за арендуемое имущество.
Размер арендных платежей и порядок их перечисления
устанавливаются договором, заключенным в порядке, установленном гражданским
законодательством.
Как следует из
статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная
регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на
недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
и единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом гражданским законодательством не предусмотрено, что
отсутствие надлежащей регистрации, предусмотренной Законом N 122-ФЗ, делает
договор аренды недействительным или незаключенным. Таким образом,
законодательное закрепление обязательной государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним определяет только права и обязанности
сторон по договору и имеет не связанные с вопросами налогообложения цели.
Учитывая изложенное, отсутствие
государственной регистрации прав по договорам аренды не влияет на порядок учета
сумм арендной платы при исчислении налога на прибыль.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2
статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды здания или
сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной
регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252
Кодекса полученные доходы налогоплательщик может уменьшить только на сумму документально
подтвержденных расходов, под которыми понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Установленный пунктом 2 статьи 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
порядок оформления первичных учетных документов предусматривает указание на
содержание хозяйственной операции, определяемой условиями заключенных между
сторонами договоров.
Таким образом, расходы по не заключенным
в установленном порядке договорам не могут быть учтены в уменьшение налоговой
базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным
пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
Учитывая изложенное, если на момент
проведения налоговой проверки договор аренды прошел государственную регистрацию,
то расходы организации на оплату аренды учитываются с момента такой
регистрации.
Вместе с тем, в
случае если в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса
Российской Федерации условия договора распространены на период с момента передачи
объекта аренды потенциальному арендополучателю, то
арендные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной
регистрации договору принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на
прибыль с момента получения объекта в пользование.
Данный подход согласован с Департаментом
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
Что касается судебной практики и позиции
МНС России, сформированной по применению законодательства о налоге на прибыль,
действовавшего до вступления в силу главы 25 Кодекса, то она не может быть
напрямую применена в условиях регулирования порядка исчисления налога на
прибыль в настоящее время. Это в первую очередь связано с тем, что ранее
отсутствовала предусмотренная статьей 252 Кодекса норма о необходимости для
учета затрат в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль документального подтверждения расходов в соответствии с действующим
законодательством.
М.П.МОКРЕЦОВ