ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 июля 2005 г. N ММ-6-19/567@
О ВЫДАЧЕ СПРАВОК
Федеральная налоговая служба сообщает,
что анализ поступившей информации в Управление урегулирования задолженности и
обеспечения процедур банкротства позволяет сделать вывод о случаях выдачи по
заявлениям налогоплательщиков различных справок, правами
на выдачу которых ФНС России не обладает.
Наиболее распространены следующие ошибки:
1. Выдача справок о наличии (отсутствии)
процедуры банкротства в отношении организаций.
2. Выдача справок об отсутствии
задолженности перед федеральным бюджетом, региональным или местными бюджетами.
3. Направление уточняющих
сопроводительных писем одновременно с выдачей справок о состоянии расчетов по
налогам, сборам, взносам.
Необходимо отметить следующее.
1. Указом Президента
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов
Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах
банкротства" на ФНС России возложены функции уполномоченного органа по
представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства
требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по
денежным обязательствам.
Выполнение ряда функций, ранее
реализовывавшихся упраздненной ФСФО России, на ФНС России не возложено. В
частности, к таким функциям относится функция выдачи по запросам
заинтересованных лиц справок о наличии (отсутствии) процедуры банкротства в
отношении организаций.
Налоговые органы могут не обладать всей
информацией о процедурах банкротства, инициированных коммерческими кредиторами
при отсутствии задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам
перед Российской Федерацией. В этой связи налоговые органы не вправе предоставлять указанные выше справки.
Данная информация была доведена письмом
МНС России от 10.08.2004 N САЭ-6-19/162@ "О некоторых вопросах,
возникающих при реализации функций уполномоченного органа" (пункт 1).
2. Поручением Правительства Российской
Федерации от 18.11.2000 N МК-П13-31004 МНС России было дано указание с
01.01.2001 свернуть лицевые счета по уровням бюджетов
и вести их в целом по налогу. Таким образом, налоговыми органами в настоящее
время ведется единый лицевой счет налогоплательщика по видам налогов без разбивки
по уровням бюджетов. Следовательно, налоговые органы не обладают полной
информацией о задолженности налогоплательщика в разбивке по бюджетам.
Данная информация
была доведена письмом МНС России от 24.11.2000 N БГ-6-09/893@ "О порядке
ведения в налоговых органах лицевых счетов налогоплательщиков по налогам и
сборам, зачисляемым на счет N 40101 и распределяемым органами Федерального
казначейства по уровням бюджетов в соответствии с нормативами, установленными
законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год".
Учитывая изложенное,
выдача справок об отсутствии задолженности перед федеральным бюджетом,
региональным или местными бюджетами является недопустимой ввиду отсутствия
необходимой информации в налоговых органах о задолженности конкретных
налогоплательщиков по платежам отдельно в федеральный бюджет, региональный или
местные бюджеты.
3. Письмом от
24.02.2005 N САЭ-6-19/150 Федеральная налоговая служба обращала внимание
руководителей налоговых органов на необходимость выдачи справок о состоянии
расчетов налогоплательщиков с бюджетом в строгом соответствии с формой N 39-1
согласно приложению 3 к Приказу МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483
"Об утверждении форм по сверке расчетов с бюджетом и информированию
налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом" и методических
указаний по их заполнению, после 01.06.2005 - согласно Приказу ФНС России от
04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по
налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов
по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Однако выявлены случаи выдачи справок по
форме N 39-1 с исправлениями, приписками, свидетельствующими об отсутствии
задолженности. Также установлены факты выдачи справок вместе с сопроводительными
письмами, содержащими пролонгации, расширяющие толкование справки, либо прямо
противоречащие содержанию сопроводительного письма. Сопроводительные письма
должны содержать только информацию о том, что справка по запросу
налогоплательщика налоговым органом подготовлена и направлена в его адрес.
Учитывая
изложенное, Федеральная налоговая служба обращает внимание руководства
управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и указывает на то, что
в случае допущения в дальнейшем нарушений при выдаче справок о состоянии
расчетов по налогам, сборам, взносам налогоплательщиков с бюджетом, должностные
лица налоговых органов будут привлекаться к дисциплинарной ответственности в
установленном законодательством порядке.
Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ