| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 21 сентября 2005 г. N 03-1-03/1619/8@

 

О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

Федеральная налоговая служба по вопросу применения письма МНС России от 18.11.2004 N 03-1-07/2343/16 сообщает следующее.

В письме МНС России от 18.11.2004 N 03-1-07/2343/16, согласованном с Минфином России, разъяснен на основании положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также с учетом законодательства о нотариате порядок исчисления налога на добавленную стоимость. Указанные разъяснения применялись частными нотариусами в 2004 году.

В частности, в указанном письме разъяснено, что согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина.

Таким образом, услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При выполнении действий, по которым предусмотрена обязательная нотариальная форма, от налога на добавленную стоимость освобождается взимаемая частными нотариусами плата по тарифам, соответствующая размеру государственной пошлины.

В случае если частные нотариусы за совершение нотариальных действий, предусматривающих обязательную нотариальную форму, взимают тариф в размере, превышающем размер государственной пошлины, то с суммы указанного превышения частный нотариус обязан в порядке, установленном главой 21 Кодекса, исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

При оказании частными нотариусами услуг, по которым законодательными актами Российской Федерации обязательная нотариальная форма не предусмотрена и взимаемая плата определяется соглашением между лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусами, то на такие услуги положение подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не распространяется и указанная плата в полном размере подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Начиная с 1 января 2005 года изложенный выше порядок исчисления налога применяется с учетом внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, а также в законодательство о нотариате.

Так, на основании статьи 8 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2005 года нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Таким образом, указанные юридически значимые действия, совершаемые нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся частной практикой, и за которые взимается нотариальный тариф, на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

При этом необходимо отметить, что услуги правового и технического характера (составление проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и других документов, выполнение технической работы по изготовлению документов, а также разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий), оказываемые нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся частной практикой, и за которые вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено ни уплаты государственной пошлины, ни нотариального тарифа, а взимается отдельная плата, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Указанные разъяснения ФНС России изложены в ответе на запрос частного нотариуса, направленном в адрес налогоплательщика, а также в УФНС по Санкт-Петербургу. Данный ответ также согласован с Минфином России.

В отношении вопроса отнесения нотариусов к налогоплательщикам налога на добавленную стоимость необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы.

Таким образом, согласно вышеуказанной норме Кодекса для целей налогообложения нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей.

Данная позиция нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О, в котором указывается, что "данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения".

Таким образом, учитывая, что в целях налогообложения частные нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей, при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, указанные лица исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость в порядке, изложенном выше.

Что касается арбитражной практики, на которую указывается в запросе УФНС по Тюменской области, то необходимо отметить, что решения судов принимаются в отношении конкретного налогоплательщика с учетом конкретных обстоятельств дела, в связи с чем распространять указанные решения на других нотариусов оснований не имеется.

 

М.П.МОКРЕЦОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024