ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 сентября 2005 г. N 02-1-08/195@
ПО ВОПРОСУ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
РАСХОДОВ ПО ОПЛАТЕ СВЕРХУРОЧНЫХ РАБОТ,
ПРЕВЫШАЮЩИХ 120 ЧАСОВ В ГОД
Федеральная налоговая служба сообщает
следующее.
Согласно статье 255
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы на оплату
труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральных
формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления,
связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные
поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников,
предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми
договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 статьи 255
Кодекса относит к расходам на оплату труда, в частности, начисления
стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и
условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в
ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение
зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда,
за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе
предусмотрен статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ),
согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника
четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Оплата сверхурочной работы производится в
соответствии с положениями статьи 152 ТК РФ, которой определен минимальный
размер оплаты сверхурочных работы.
При этом сверхурочная работа должна быть
оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок
привлечения к сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду
и занятости от 23.06.2005 N 956-6-1, в случае нарушения работодателем порядка
привлечения к сверхурочной работе (например, превышения максимально допустимого
числа часов сверхурочной работы в год) это не должно отражаться на реализации
права работника на оплату труда за сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством
предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд
работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений,
установленных статьей 99 ТК РФ.
Следовательно, оплату сверхурочной работы
с согласия работника следует рассматривать как обоснованный расход.
В целях налогообложения прибыли все
расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально
подтверждены и обоснованны, т.е. экономически
оправданны, и направлены на получение дохода (пункт 1 статьи 252 Кодекса).
Учитывая вышеизложенное, расходы на
оплату труда работников, работающих сверхурочно (в том числе
если количество часов, отработанных им сверхурочно, превышает 120 часов в год),
в целях налогообложения прибыли относятся к расходам согласно пункту 3 статьи
255 Кодекса, при условии, если такая обязанность предусмотрена трудовым
договором, заключенным с работником.
Аналогичная позиция сообщена письмом
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от
15.08.2005 N 03-03-02/62.
Одновременно следует учитывать, что
ограничения, предусмотренные неналоговым законодательством, не могут быть
реализованы налоговым контролем, т.к. такие ограничения не предусмотрены
налоговым законодательством.
Исходя из вышеизложенного, если налоговая
инспекция полагает, что в результате действий работодателя нарушается трудовое
законодательство, то она должна направить соответствующую информацию в органы,
осуществляющие контроль по соблюдению трудового законодательства.
М.П.МОКРЕЦОВ