ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 октября 2005 г. N ГИ-6-22/816@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
ОТ 26.09.2005 N 03-11-02/44
Федеральная
налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо
Министерства финансов Российской Федерации от 26.09.2005 N 03-11-02/44 по
применению отдельных положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской
Федерации в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О
внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими
силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
И.Ф.ГОЛИКОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44
Министерство финансов Российской Федерации
на письмо и в связи с поступающими запросами налогоплательщиков по применению
специальных режимов налогообложения разъясняет следующее.
1. Согласно п. 12 ст. 1
Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы
26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации" глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс), регламентирующая порядок применения налогоплательщиками упрощенной
системы налогообложения, дополнена статьей 346.25.1 об
особенностях ее применения индивидуальными предпринимателями на основе патента.
Пунктом 1 ст. 346.25.1 Кодекса
предусмотрено, что на индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную
систему налогообложения на основе патента, распространяются нормы,
установленные статьями 346.11 - 346.25 Кодекса с учетом особенностей,
предусмотренных ст. 346.25.1 Кодекса.
Поэтому указанные индивидуальные
предприниматели в соответствии со ст. 346.21 Кодекса вправе уменьшать стоимость
патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
уплачиваемых за соответствующий период времени в соответствии с
законодательством Российской Федерации. При этом стоимость патента не может
быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Уменьшение стоимости патента на сумму
страховых взносов производится при оплате в соответствии с п. 10 ст. 346.25.1
Кодекса оставшейся стоимости патента по окончании периода, на который был
получен патент.
2. В случае принятия нормативных правовых
актов представительными органами муниципальных районов и городских округов,
законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, в том числе по которым соответствующими
субъектами Российской Федерации введена упрощенная система налогообложения для
индивидуальных предпринимателей на основе патента в соответствии со статьей
346.25.1 Кодекса, по этим видам деятельности индивидуальные предприниматели
обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход.
Если индивидуальный
предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в разъездном
порядке в разных муниципальных образованиях и по этому виду деятельности
субъектом Российской Федерации разрешено применять упрощенную систему
налогообложения на основе патента, а в одном из этих муниципальных образований
для этого вида деятельности принят нормативный правовой акт (закон) о введении
единого налога на вмененный доход, то этот индивидуальный предприниматель
обязан уплачивать единый налог на
вмененный доход в бюджеты тех муниципальных образований, в которых такой налог
введен, а в муниципальных образованиях, в которых единый налог на вмененный
доход не введен, индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную
систему налогообложения на основе патента.
При исчислении единого налога на
вмененный доход для уплаты в бюджет муниципального образования индивидуальный
предприниматель вправе скорректировать базовую доходность на коэффициент
базовой доходности К2, учитывающий, в частности, режим
работы, фактический период времени осуществления деятельности на территории
этого муниципального образования.
3. В соответствии с п. 2 ст. 5
Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ ст. 1 указанного Закона вступает в
силу с 1 января 2006 года.
В случае принятия
решения о введении в действие на территории субъекта Российской Федерации
упрощенной системы налогообложения на основе патента с 1 января 2006 года этот
субъект Российской Федерации должен своим законом определить конкретный
перечень видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных п.
2 ст. 346.25.1 Кодекса), а также размеры потенциально возможного к получению
годового дохода по видам деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы
налогообложения на основе патента, и, соответственно, официально опубликовать
этот закон.
В этом случае заявления о переходе с 1
января 2006 г. на упрощенную систему налогообложения на основе патента
индивидуальные предприниматели могут подавать в налоговые органы, которые
должны их принимать, уже в 2005 году после официального опубликования
указанного закона. Однако официальное опубликование закона и подача заявления
должны быть не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным
предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента, то есть
до 1 декабря 2005 года. При этом выдача патентов индивидуальным
предпринимателям может осуществляться налоговыми органами только после 1 января
2006 года.
4. Пунктом 4 ст. 346.25.1 Кодекса
предусматривается выдача патента на один из следующих периодов, начинающихся с
первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев и год.
Указанные сроки действия патента могут
устанавливаться с начала квартала (с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля, с 1
октября) на 3, 6, 9 и 12 месяцев. Эти сроки могут переходить на следующий
календарный год. Например, патент, выдаваемый на год с 1 июля 2006 года, будет
действовать до 30 июня 2007 года. Если на 2007 год законом
субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению
индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской
деятельности, на который выдан патент, изменился по сравнению с 2006 годом, то
окончательная стоимость патента по этому виду деятельности рассчитывается
отдельно за 2006 и 2007 годы исходя из размера потенциально возможного к
получению дохода, установленного законами субъекта Российской Федерации на
2006 и 2007 годы.
5. В настоящее время
для перехода на упрощенную систему налогообложения применяется ограничение,
предусмотренное п. 2 ст. 346.12 Кодекса, в соответствии с которым организация
имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам
девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на
упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в
соответствии со ст. 249 Кодекса, не превысил 11 млн. руб. (без учета
налога на добавленную стоимость).
Поправка, внесенная Федеральным законом
от 21.07.2005 N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которая вступает в силу с 1
января 2006 г., устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в
соответствии со ст. 248 Кодекса, то есть будут учитываться доходы от реализации
и внереализационные доходы. Таким образом, в 2006 году при подаче заявления о
переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года будут
учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006
года.
При подаче заявления в 2005 году о
переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006 года продолжает
действовать ограничение, согласно которому доход от реализации, определяемый в
соответствии со ст. 249 НК РФ, не должен превышать 11 млн. руб. (без учета
налога на добавленную стоимость).
6. Согласно подп. "а" п. 4
статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ внесены изменения в п. 2
ст. 346.14 Кодекса, согласно которым объект налогообложения не может изменяться
налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение
трех лет с начала применения указанной системы налогообложения.
В связи с этим, по нашему мнению,
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с 1 января
2003 года и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы за вычетом
расходов, могут изменить объект налогообложения с 1 января 2006 года, о чем они
должны уведомить налоговый орган до 1 января 2006 г.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона
от 21.07.2005 N 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему
налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшие объектом налогообложения
доходы, вправе с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения, уведомив
об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 года.
7. Если организации и
индивидуальные предприниматели осуществляют с 1 января 2006 года деятельность
на территориях нескольких муниципальных образований, в некоторых из которых
приняты нормативные правовые акты представительными органами муниципальных
районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности, эти организации и индивидуальные
предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения по
доходам, получаемым в муниципальных образованиях, в которых не введен единый
налог на вмененный доход по осуществляемым ими видам деятельности, и должны
уплачивать единый налог на вмененный доход в муниципальных образованиях по
видам деятельности, которые переведены на уплату единого налога на вмененный
доход.
В этом случае организации и
индивидуальные предприниматели должны вести раздельный учет доходов и расходов
по разным специальным налоговым режимам.
Налог, уплачиваемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, уплачивается в бюджет по месту постановки
налогоплательщика на налоговый учет.
8. В соответствии с
новой редакцией п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды
предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 ст. 346.26 Кодекса,
обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности
в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и
производить уплату единого налога на вмененный доход, введенного в этих
муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге.
Под местом осуществления деятельности в
целях пункта 2 статьи 346.28 Кодекса следует понимать место нахождения
физических показателей (объекты, в которых осуществляется предпринимательская
деятельность), а если эти физические показатели используются по видам предпринимательской
деятельности, носящим передвижной характер, - место получения дохода от этой
предпринимательской деятельности.
Поэтому необходимо внести изменения в
Порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей -
налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, утвержденный Приказом МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722.
После уточнения совместно с ФНС России указанного Порядка новая его редакция
будет утверждена Минфином России.
9. Согласно новой
редакции п. 2 ст. 346.32 Кодекса с 1 января 2006 г. сумма единого налога,
исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в
пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с
законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками
вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности
налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на
сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных
индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных
работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого
налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
Сумму единого налога на вмененный доход
следует исчислять по каждому муниципальному образованию с учетом положений п. 2
статьи 346.32 Кодекса.
В связи с этим необходимо внести
соответствующие изменения в форму налоговой декларации по единому налогу на
вмененный доход и порядок ее заполнения, позволяющие производить уплату единого
налога в бюджет конкретных муниципальных образований.
10. На уплату единого налога может
переводиться предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному
размещению и проживанию с использованием объектов, используемых для временного
размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), общая
площадь спальных помещений которых не превышает 500 квадратных метров.
Действующими в настоящее время нормативными
правовыми актами не дано понятия "спальное помещение". Поэтому, по
нашему мнению, под спальным помещением следует понимать помещение, используемое
для временного размещения и проживания, а под общей площадью спальных помещений
- общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании
инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи
квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других средств временного
размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем,
экспликаций и договоров аренды (субаренды) на средства временного размещения и
проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах
налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
При этом при расчете площади спальных
помещений в объектах гостиничного типа (гостиницах, кемпингах, пансионатах и
т.п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений,
находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры, санузлы, хозяйственные
и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.).
Если в указанных объектах (гостиницах,
пансионатах, кемпингах и т.п.) осуществляются иные виды предпринимательской
деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный
доход, то по ним единый налог на вмененный доход исчисляется отдельно.
11. При налогообложении единым налогом
предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во
временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест,
расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов
обслуживания посетителей (подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса), нужно
руководствоваться следующим.
Согласно ст. 346.27 Кодекса площадью
торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина,
павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для
выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания
покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь
рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для
покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади
торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также
помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не
производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Поэтому на уплату единого налога на
вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию
услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации
торговли, не имеющих торговых залов.
Статьей 346.27 Кодекса к стационарной
торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки),
торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также
автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания,
поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места.
Деятельность по передаче во временное
владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных
стационарных объектах должна переводиться на уплату единого налога на вмененный
доход. Это относится и к передаче во временное владение и (или) пользование
торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах на время
проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий.
Также должны уплачивать единый налог на
вмененный доход рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное
владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не
отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам
и павильонам.
В случае передачи администрацией рынка в
аренду всего или части здания рынка нескольким хозяйствующим субъектам с правом
передачи стационарных торговых мест в субаренду единый налог на вмененный доход
должны уплачивать и рынок, и лица, арендующие торговые места с целью их
передачи в субаренду.
Если торговые места на рынке в отдельные
дни не будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами
не будет производиться, в соответствии с новой редакцией ст. 346.29 Кодекса
налоговая база по единому налогу на вмененный доход может быть скорректирована
на коэффициент К2, учитывающий фактический период
времени осуществления деятельности.
12. Федеральным законом от 29.06.2005 N
68-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2006 года, п. 1 ст. 346.2 Кодекса дополнен
нормой, в соответствии с которой в целях главы 26.1 Кодекса к
сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены также градо- и поселкообразующие
российские рыбохозяйственные организации, отвечающие
критериям, предусмотренным абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса.
В соответствии с абзацем третьим п. 7 ст.
333.3 Кодекса градо- и поселкообразующими российскими
рыбохозяйственными организациями признаются
организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с
ними членов семей составляет не менее половины численности населения
соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002
года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве
собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в
качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской
Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или)
выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном
выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.
Таким образом, если градо- и поселкообразующая
российская рыбохозяйственная организация отвечает
критериям, предусмотренным абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса, она вправе
перейти с 1 января 2006 года на уплату единого сельскохозяйственного налога
после подачи заявления в налоговый орган в порядке, предусмотренном главой 26.1
Кодекса.
Прошу довести изложенное
до сведения территориальных налоговых органов.
Заместитель Министра
финансов РФ
С.Д.ШАТАЛОВ