ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 октября 2005 г. N 19-4-03/000123@
О ПРОВЕДЕНИИ ЗАЧЕТОВ (ВОЗВРАТОВ)
ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
Управление урегулирования задолженности и
обеспечения процедур банкротства рассмотрело запрос УФНС России по Удмуртской
Республике и сообщает.
1. Согласно статье 3
Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы определены
законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые
уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным
целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение
пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме
страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Конституционный Суд Российской Федерации
в Определениях от 05.02.2004 N 28-О и от 04.03.2004 N 49-О разъясняет
следующее: "В отличие от налога, платежи которого не
имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью,
безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе
каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах,
открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда
Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном
лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое
выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина
выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном
лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности
уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов
и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную
социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на
обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж".
Таким образом, положения статей 78, 79
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не могут применяться
при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование.
Кроме того,
согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н,
администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и
принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в
бюджет, пеней и штрафов по ним.
Вместе с тем положения Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ расщепляют функции администрирования страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами -
Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации. Так, в
соответствии со статьей 25 указанного закона контроль за
уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется
налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской
Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по
страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской
Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 2
статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ разница между суммами
авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой
страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией),
подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета
(декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих
платежей по страховым взносам или возврату
страхователю.
Однако действующим законодательством не
определен орган, который должен производить зачет (возврат) и порядок его
проведения.
Учитывая
изложенное, правовых оснований для проведения зачета недоимки страховых
взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату
страховой части трудовой пенсии в счет переплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской
Федерации, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, в
действующем законодательстве Российской Федерации не имеется.
В настоящее время в Министерство финансов
Российской Федерации направлены соответствующие предложения по внесению
изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, которые определят порядок
проведения зачета (возврата) страховых взносов излишне уплаченных сумм
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
2. С 1 января 2005 года
порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной
пошлины регулируется как общими правилами, установленными статьями 78, 79
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так и правилами,
установленными статьей 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета
государственной пошлины" НК РФ.
Приказом Минфина России от 23.03.2005 N
47н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н" Федеральная налоговая служба
определена администратором государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в
судах.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ
возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по
заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по
месту совершения действия, за которое оплачена государственная пошлина. К
заявлению прилагается решение, определения и справки судов, органов и (или)
должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачена государственная
пошлина.
Решение о возврате плательщику
государственной пошлины должен принимать орган и (или) должностное лицо,
осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина, с
дальнейшим направлением этого решения в налоговый орган по месту совершения
действия, за которое уплачена государственная пошлина. Таким образом, решение о
возврате государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дел в судах в
январе - марте 2005 года, принимает соответствующий суд.
В отношении
государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах, уплаченной до
01.01.2005 сообщаем, что возврат указанной государственной пошлины может
производиться налоговым органом как в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ -
по месту постановки на учет налогоплательщика, так и в соответствии со статьей
333.40 НК РФ - по месту совершения действия.
Начальник Управления
урегулирования задолженности
и обеспечения процедур банкротства
С.Н.ХУРСЕВИЧ