ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26 октября 2005 г. N 04-2-03/156
О ПОРЯДКЕ УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Федеральная налоговая служба по вопросу
удержания налога на доходы физических лиц представительством иностранной
компании, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории
Российской Федерации, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации,
индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных
организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с
которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у
налогоплательщика и уплатить сумму налога.
При этом специального определения
постоянного представительства для целей главы 23 "Налог на доходы
физических лиц" Кодекса не предусмотрено. Упоминания об этом термине
имеются в главах 25 "Налог на прибыль организаций" и 30 "Налог
на имущество организаций", однако предметной связи с налогообложением
доходов физических лиц от работы по найму здесь нет. Аналогичная ситуация
складывается и в отношении понятия "постоянного представительства",
предусмотренного в соглашениях об избежании двойного
налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с другими странами. В этих
соглашениях указанный термин применяется исключительно для целей
налогообложения прибыли и движимого имущества иностранных организаций.
Однако формально, в
соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Кодекса, понятия и термины
различных иных (неналоговых) отраслей законодательства применяются в том
значении, какое им придается Кодексом, т.е. в данном случае можно
руководствоваться определением постоянного представительства, данным в пункте 2
статьи 306 Кодекса и указывающим на связь с предпринимательской деятельностью
иностранной организации в Российской Федерации.
До вступления в силу положений главы 25
Кодекса было принято исходить из общего лексического значения тех или иных
терминов и понятий. Постоянное представительство иностранного юридического лица
рассматривалось как функционирующее в течение относительно длительного периода
времени его структурное подразделение, занимающееся коммерческой деятельностью
и осуществляющее представительские, маркетинговые, рекламные функции, а также
сбор информации.
Если деятельность представительства
иностранной компании осуществляется на долгосрочной основе, то оно может
исполнять функции налогового агента и в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса
исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога на доходы физических
лиц, полученные за работу, выполненную в Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями статьи 24 Кодекса налоговый
агент обязан также своевременно перечислять налог в бюджет, вести учет
выплаченных доходов и перечисленных налогов в бюджет персонально по каждому
работнику, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые
для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и
перечисления налога.
Поэтому при соблюдении представительством
всех вышеуказанных требований к нему не могут предъявляться претензии со
стороны налоговых органов за выполнение функций налогового агента, хотя
деятельность головной организации и не носит предпринимательский характер.
Соответственно, и к физическому лицу,
работающему в таком представительстве по трудовому договору, не могут
предъявляться претензии за неподачу налоговых деклараций.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
И.Ф.ГОЛИКОВ