ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 декабря 2005 г. N 26-4-05/12653
Федеральная налоговая служба в дополнение
к письму от 30.11.2005 N 26-4-05/11983 направляет информацию по вопросу возврата
сумм переплаты пенсионных взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации.
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и не являются
составной частью единого социального налога (Постановление Президиума ВАС
Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02; информационное письмо Президиума
ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 N 79).
Согласно статье 3
Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" страховые взносы определены
законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением
которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по
обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых
взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Кроме того,
согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н,
администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и
принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в
бюджет, пеней и штрафов по ним.
Вместе с тем положения Закона N 167-ФЗ
расщепляют функции администрирования страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой
и Пенсионным фондом Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 25
указанного Закона контроль за уплатой страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми
органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации,
регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым
взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации
в судебном порядке.
Также необходимо
отметить, что согласно статье 24 Закона N 167-ФЗ разница между суммами
авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой
страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией),
подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета
(декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих
платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Вместе с тем вышеуказанным Законом не
определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных
сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Учитывая изложенное, сообщаем, что
правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем
законодательстве отсутствуют.
В настоящее время в Министерство финансов
Российской Федерации направлены соответствующие предложения по внесению
изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, которые определят порядок
проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование.
Начальник Управления
международного сотрудничества
и обмена информацией
Е.Р.ТОЛГСКАЯ