ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 января 2006 г. N ГВ-6-21/46@
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ МИНФИНА РОССИИ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской
Федерации от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 по отдельным вопросам исчисления и
уплаты водного налога.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2005 г. N 03-07-03-02/64
В соответствии с протоколом заседания
Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС
России от 6 декабря 2005 года N 3 Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики по вопросу об исчислении и уплате водного налога при заборе воды для
водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании сообщает
следующее.
Согласно пункту 3 статьи 333.12 главы
25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для
водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу
кубических метров воды, забранной из водного объекта. При этом в Кодексе
определение понятия "водоснабжение населения" не установлено.
Однако в законодательстве Российской
Федерации, например в статье 135 Водного кодекса
Российской Федерации, существует понятие централизованного (нецентрализованного
(локального)) питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, при
котором забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и
целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое
водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование. Кроме того, в
Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.02.1999 N 167, СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и
сооружения" указывается, что централизованное питьевое и
хозяйственно-бытовое водоснабжение населения осуществляется организациями
водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующими комплекс инженерных
сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и
передачи абонентам питьевой воды.
Согласно пункту 1
указанного Постановления Правительства Российской Федерации к числу абонентов (водопотребителей) относятся организации, в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный
фонд, а также организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги
населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или
общественном жилом фонде, а также товарищества и другие объединения
собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
При этом,
согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации, использование водных
объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное
водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии
на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования
водным объектом. В лицензии на водопользование помимо цели использования
водного объекта отражаются сведения о водопотребителях
и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установлены
лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).
Таким образом,
налогоплательщиками водного налога, применяющими ставку водного налога в
размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и
физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании
лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой отражены
сведения о водопотребителях и обязательствах
водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения),
установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора
пользования водным объектом. Объектом налогообложения водным налогом за забор
воды из водного объекта признается объем фактически забранной воды для
указанной в лицензии цели.
Если в лицензии не
указано соответствующее целевое использование воды или водопользование в
указанных целях осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование
водными объектами, связанное с забором воды для населения в размере 70 рублей
за одну тысячу кубических метров, не применяются и налогообложение производится
по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 Кодекса.
Что касается вопроса об исчислении и
уплате водного налога при пользовании водными объектами без наличия лицензии,
то согласно статье 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются
организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое
водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Водным кодексом
Российской Федерации и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами
Российской Федерации установлено, что использование водных объектов с
применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование)
осуществляется гражданами и юридическими лицами при наличии лицензии на
водопользование и заключенного на ее основании договора водопользования. Использование водных объектов без применения сооружений, технических
средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и
юридическими лицами без получения лицензии.
Следовательно, налогоплательщиками
водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно
осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений,
технических средств или устройств (специальное водопользование) на основании
лицензии на водопользование.
Вместе с тем в случае осуществления
организациями и физическими лицами специального и (или) особого
водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный
налог уплачивается по ставкам, установленным статьей 333.12 Кодекса для данного
вида водопользования. При этом за безлицензионное
водопользование указанные организации могут привлечь к административной
ответственности на основании пункта 7.6 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в соответствии с которым самовольное занятие
водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если
получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в
соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных
разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до
десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до
ста минимальных размеров оплаты труда.
Осуществление организациями и физическими
лицами водопользования без лицензии (разрешения) в период переоформления
лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов
на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии (разрешения))
подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, не является нарушением
правил водопользования и не влечет наложения административного взыскания.
Физические лица, не занимающиеся
предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов,
требующей наличия лицензии, не являются налогоплательщиками водного налога.
Одновременно сообщаем, что перечень видов
специального водопользования утвержден Приказом МПР России от 23 марта 2005
года N 70.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН