МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/22
Вопрос. 9 марта 2005 г. Минфин России
выпустил письмо N 03-03-01-04/1/102. Вывод письма заключался в том, что
"оплата труда работника за сверхурочную работу более 120 часов в год не
может включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда и уменьшать
налогооблагаемую прибыль, так как в данном случае нарушаются положения ст. 99
ТК РФ".
23 сентября 2005 г.
Федеральной налоговой службой РФ было выпущено письмо N 02-1-08/195@ "По
вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов по оплате сверхурочных
работ, превышающих 120 часов в год", в котором изложена позиция,
заключающаяся в возможности отнесения к расходам в целях налогообложения
прибыли оплаты труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч.,
если количество часов, отработанных им сверхурочно, превышает 120 ч в год), при условии, если такая обязанность
предусмотрена трудовым договором, заключенным с работником. В указанном
письме дается ссылка на аналогичную позицию Минфина России (письмо Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики от 15.08.2005 N 03-03-02/62).
Ознакомиться с содержанием данного письма не представляется возможным, так как
в правовых базах ("Консультант", "Гарант") и публикациях
прессы текста данного письма не содержится.
Прошу подтвердить возможность отнесения к
расходам в целях налогообложения прибыли оплаты труда работников, работающих
сверхурочно (в т.ч., если количество часов,
отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год).
Ответ. Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу включения в состав
расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций, расходов на оплату труда работников, работающих
сверхурочно, если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120
ч в год, и сообщает следующее.
Согласно ст. 255
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 ст. 255
Кодекса относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или)
компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в
ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение
зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда,
за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе
предусмотрен ст. 99 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочные работы
не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней
подряд и 120 ч в год.
Оплата сверхурочной работы производится в
соответствии с положениями ст. 152 Трудового кодекса РФ, которой определен
минимальный размер оплаты труда сверхурочной работы.
При этом сверхурочная работа должна быть
оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок
привлечения к сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду
и занятости, нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе
(например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в
год) не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную
работу.
Таким образом, трудовым законодательством
предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд
работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений,
установленных ст. 99 Трудового кодекса РФ.
В целях налогообложения прибыли все
расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально
подтверждены и обоснованы, т.е. экономически оправданы, и направлены на
получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).
По нашему мнению, оплату сверхурочной
работы с согласия работника следует рассматривать как обоснованный расход.
Учитывая изложенное, расходы на оплату
труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч. если
количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 ч в год), в целях
налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда согласно п. 3 ст.
255 Кодекса при условии, если такая обязанность предусмотрена трудовым
договором, заключенным с работником.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ