ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 марта 2006 г. N ММ-6-21/304@
О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
В связи с
многочисленными обращениями налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу
правомерности применения льготы по транспортному налогу и налогу на имущество
организаций подведомственными Минобороны России учреждениями и унитарными
(казенными) предприятиями (в т.ч. воинские части),
являющимися самостоятельными юридическими лицами, Федеральная налоговая служба
направляет для использования в работе письмо Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, которым повторно рассмотрен указанный вопрос и подтверждена позиция
Минфина России (письмо от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625), направленная
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от
29.09.2004 N 21-3-05/425.
М.П.МОКРЕЦОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 2006 г. N 03-06-01-02/09
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Правовым департаментом по вопросу
правомерности применения льгот по транспортному налогу и налогу на имущество
организаций подведомственными Минобороны России учреждениями и унитарными (казенными)
предприятиями (включая воинские части), являющимися самостоятельными
юридическими лицами, сообщает следующее.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортные средства,
принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена
военная и (или) приравненная к ней служба, не облагаются транспортным налогом.
В соответствии с
подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса имущество, принадлежащее на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам
исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или)
приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны,
гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество
организаций.
При этом обращаем внимание, что по налогу
на имущество организаций объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 374
Кодекса является имущество, перечисленное в вышеназванном пункте статьи 374
Кодекса, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения
бухгалтерского учета.
Как следует из
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N
2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство
Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской
Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и
федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы
исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской
Федерации, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской
Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы
федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем,
Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны
противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов
исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и
федеральные агентства.
Согласно пунктам 1
и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы
Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в
области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой
области. В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы
Министерства обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные
подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и
им равные подразделения, и иные подразделения. Минобороны России является
органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее -
Вооруженные Силы РФ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1
Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество
Вооруженных Сил РФ является федеральной собственностью и находится у них на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 214
Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в
государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями
294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими право
хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом за учреждениями
имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Обращаем внимание
на судебную практику, в частности, Постановления Федерального Арбитражного Суда
Северо-Западного округа от 11 августа 2005 г. N А42-13441/04-20, от 14 октября
2005 г. N А13-1616/2005-05, от 28.10.2005 N А42-871/2005-20, из которых
следует, что подведомственные Министерству обороны Российской Федерации
учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными
юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на
праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств в порядке, предусмотренном главой 28 Кодекса.
Указанная позиция изложена в письме
Минфина России от 5 августа 2004 г. N 01-02-01/03-1625.
Директор
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН