МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 мая 2006 г. N 03-02-07/2-35
В Министерство
финансов Российской Федерации поступили на рассмотрение обращение Депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и письмо по
вопросам о проведении перерасчета сумм излишне уплаченного НДС организацией в
качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки этой организации -
налогового агента, возникшей в результате допущенной ею ошибки в расчетном
документе на перечисление соответствующей суммы налога в федеральный бюджет, и
правомерности начисления пени.
По результатам рассмотрения указанных
писем Минфин России сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и
пунктом 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из
средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
соответствующие налоги. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в
порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Пунктом 2 статьи 57 Кодекса
предусмотрено, что при уплате налога с нарушением срока уплаты уплачиваются
пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Пеней признается
установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, налоговый агент должны
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по
сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1
статьи 75 Кодекса).
Согласно правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации пеня является дополнительным
платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм в срок (Постановление от
17.12.96 N 20-П, определение от 04.07.2002 N 202-О).
Кодексом не предусмотрен порядок
перерасчета пеней, начисленных при несвоевременной уплате (перечислении) налога
в результате ошибок, допущенных в расчетных документах.
Расчетные документы на уплату налога
должны заполняться налогоплательщиком и налоговым агентом в соответствии с
установленным порядком. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об
утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на
перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской
Федерации" предусмотрен порядок заполнения расчетных документов.
Расчетный документ в соответствии с
Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
имеет юридическую силу. Согласно пункту 5 статьи 9 данного Федерального закона
внесение исправлений в классовые и банковские документы не допускается.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит
зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным
налогам, погашения недоимки либо возврату в порядке, предусмотренном статьей 78
Кодекса.
Пунктом 5 указанной
статьи Кодекса предусмотрено, что по заявлению заинтересованного лица и по
решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть
направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату
пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в
который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
При проведении такого зачета сумм излишне
уплаченного налога обязанность по уплате налога считается исполненной после
вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78
Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов (пункт 2 статьи 45
Кодекса).
Статьей 78 Кодекса не установлен порядок
осуществления зачета сумм излишне уплаченного налога организацией в качестве
налогоплательщика в счет погашения недоимки, возникшей в результате
ненадлежащего исполнения этой организацией - налоговым агентом своих
обязанностей по перечислению сумм налогов в бюджет.
Полагаем целесообразным урегулировать в
Кодексе вопрос о проведении налоговыми органами перерасчетов излишне уплаченных
(перечисленных) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, а также пеней
в результате ошибок, допущенных налогоплательщиком или налоговым агентом в
расчетных документах.
Учитывая правовую позицию
Конституционного Суда Российской Федерации в отношении характера пени, полагаем
возможным проведение соответствующего перерасчета сумм излишне уплаченного НДС
организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки этой
организации - налогового агента, возникшей в результате допущенной ею ошибки в
расчетном документе на перечисление соответствующей суммы налога в федеральный
бюджет.
При решении вопроса о начислении пени
учитываются своевременность и полнота перечисления и зачисления сумм НДС в
федеральный бюджет, уплаченных организацией, не повлекшие потери
государственной казны.
Первый заместитель
министра финансов РФ
С.Д.ШАТАЛОВ