МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2006 г. N 03-06-02-02/73
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики подтверждает свою позицию, изложенную в письме
Минфина России от 13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02, и по вопросу возврата
начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку уплаты
авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 годов сообщает
следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции
Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и
сборы. Налоги считаются установленными, когда определены все элементы
налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)).
Статьей 14 Кодекса транспортный налог
отнесен к региональным налогам, при установлении которых законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом,
следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты
налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и
налогоплательщики определяются Кодексом.
Учитывая, что до 1
января 2006 года отчетные периоды по транспортному налогу Кодексом не были
предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате
авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по
транспортному налогу, правовые основания для начисления и взыскания с
налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по
транспортному налогу отсутствовали. Данная
позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума Верховного Суда
Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N 32пв04.
В Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5
"О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса
Российской Федерации" отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за
просрочку уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией пени,
предусмотренные статьей 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в
том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж
исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой
в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В силу части пятой статьи 76 Конституции
Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует
федеральный закон.
Статьей 6 Кодекса установлено, что
нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим
Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное Кодексом содержание
обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу
конкретных положений Кодекса. Признание нормативного правового акта не
соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не
предусмотрено Кодексом.
В случае признания закона субъекта
Российской Федерации о транспортном налоге противоречащим
федеральному законодательству и, следовательно, недействующим налогоплательщики
в силу статьи 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне
уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Возврат излишне взысканных сумм пени
осуществляется налоговыми органами по месту учета налогоплательщика в порядке,
установленном статьей 79 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 указанной
статьи Кодекса решение о возврате излишне взысканных сумм пени принимается
налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с
которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Учитывая
изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку
уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 годов
необходимо производить налоговым органам на основании письменного заявления
налогоплательщика в том случае, если закон субъекта Российской Федерации о
транспортном налоге в части установления авансовых платежей по транспортному
налогу признан судом недействующим.
В настоящее время
Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N
59-Г05-26 и от 29 марта 2006 г. N 33-Г06-4 признаны недействующими в части
установления авансовых платежей по транспортному налогу соответственно
положения Закона Амурской области от 18 ноября 2002 г. N 142-ОЗ "О
транспортном налоге на территории Амурской области" и Закона Ленинградской
области от 22 ноября 2002 г. N 51-ОЗ "О
транспортном налоге".
Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А.МОТОРИН