ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 июня 2006 г. N ШТ-6-07/579@
О КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ
ПРОДУКЦИИ
ПОСЛЕ 30.06.2006
Федеральная налоговая служба доводит до
сведения, что согласно законодательству о государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции оборот алкогольной продукции на территории Российской Федерации,
маркированной по 31.12.2005 включительно в установленном порядке, допускается
по 30.06.2006 включительно. В этой связи территориальным налоговым органам при
проведении контрольных мероприятий необходимо руководствоваться положениями
письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2006 N
03-01-14/5-263, а также следующим.
В случае возврата до 30.06.2006
включительно алкогольной продукции, маркированной по 31.12.2005 включительно в
установленном порядке, для нанесения на нее федеральной специальной марки
образца, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от
21.12.2005 N 785, территориальному налоговому органу необходимо обеспечить контроль за процессом ее перемаркировки.
При подаче заявки о фиксации сведений в
Единой государственной автоматизированной информационной системе об алкогольной
продукции, маркируемой федеральными специальными марками, дату заявки следует
указывать - 31.12.2005.
Подтверждение фиксации сведений о
маркируемой алкогольной продукции и нанесение их на федеральные специальные
марки осуществляется только после сопоставления территориальным налоговым
органом данных, указанных в заявке о фиксации сведений, с данными акта
инвентаризации алкогольной продукции на 31.12.2005. Общее количество
федеральных специальных марок с нанесенными на них сведениями о маркируемой
продукции не должно превышать количество проинвентаризированной
алкогольной продукции по видам и наименованиям.
Маркировка указанной алкогольной
продукции в местах хранения может быть осуществлена только организацией -
производителем этой продукции в срок до 30.06.2006 включительно в присутствии и
под контролем представителя налогового органа.
Факт перемаркировки
алкогольной продукции должен оформляться актом, в котором должны быть отражены
следующие реквизиты: вид и наименование алкогольной продукции, содержание
этилового спирта в данной продукции, емкость тары (л), количество бутылок
(шт.).
Акт составляется в 2-х экземплярах и
подписывается должностным лицом налогового органа материально ответственным
лицом организации-производителя. Первый экземпляр акта остается в организации,
второй - в территориальном налоговом органе.
Одновременно сообщаем, что хранение
указанной алкогольной продукции в организациях, имеющих лицензию на хранение
алкогольной продукции, возможно до 30 июня 2006 года при наличии договора
хранения с организацией-производителем.
При этом оборот указанной алкогольной
продукции без маркировки ее марками, введенными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, согласно статье 26 Федерального
закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
запрещен с 01.07.2006.
В отношении такой алкогольной продукции
должны приниматься меры, установленные статьями 25, 26 Федерального закона от
22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", поскольку она
признается в нелегальном обороте и подлежит изъятию. Нахождение
указанной алкогольной продукции после 30.06.2006 и ее маркировка возможны
только у предприятия-производителя.
В этой связи территориальным налоговым
органам необходимо обеспечить участие своих представителей в качестве экспертов
в проверках, проводимых после 30 июня 2006 года территориальными органами МВД
России, по вопросам соблюдения организациями оптовой и розничной торговли
требований действующего законодательства.
Советник налоговой службы
Российской Федерации
1 ранга
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2006 г. N 03-01-14/5-263
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 3
статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 2005 г. N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) с 1 января 2006 г. федеральная
специальная марка (далее - марка) является документом государственной
отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или)
оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление
контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной
автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации
о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой
государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона оборот
алкогольной продукции без маркировки указанными марками запрещен.
Вместе с тем
согласно подпункту 3 статьи 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N
209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении
изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном
регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот (за
исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной
продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном
порядке, допускается по 30 июня 2006 г. включительно.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона
требования к образцам марок и порядок маркировки установлены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 "О
маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
Пунктом 1 Правил
маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря
2005 г. N 785, определено, что марки должны наноситься на алкогольную продукцию
с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции,
производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими
производство такой продукции на территории Российской Федерации (далее -
организация-производитель), после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.
Согласно статьям 421 и 422 Гражданского
кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом договор должен соответствовать
обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми
актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Статьей 450
Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено расторжение договора по
соглашению сторон, если иное не предусмотрено законами или договором.
В случае расторжения договоров, связанных
с поставкой алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г.
включительно в установленном порядке, стороны вправе выбрать место ее
последующего нахождения или хранения.
В силу статьи 2 Закона хранение
алкогольной продукции относится к обороту.
Согласно статье 886 Гражданского кодекса
Российской Федерации хранение как вид деятельности предусматривает заключение
договора, согласно которому одна сторона обязуется хранить вещь, переданную ей
другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При этом в силу статьи
892 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности к хранителю в
отношении переданной на хранение вещи не переходит.
Таким образом, не может быть отнесено к
хранению как к виду деятельности нахождение продукции в организациях, в
отношении которой организация имеет право собственности.
Учитывая изложенное, хранение алкогольной
продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном
порядке, в том числе возвращенной покупателями до 30 июня 2006 г. включительно,
возможно в организациях, имеющих лицензию на хранение алкогольной продукции, до
30 июня 2006 г.
При этом нахождение возвращенной до 30
июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря
2005 г. включительно в установленном порядке, у организаций-производителей не
относится к обороту указанной продукции.
Главами 21 и 22 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены налогоплательщики НДС и
акцизов, а также элементы налогообложения этими налогами.
Пунктом 5 статьи 171 и пунктом 5 статьи
200 Кодекса предусмотрен вычет сумм уплаченных НДС и акциза при возврате
товаров.
В случае возврата покупателями до 30 июня
2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г.
включительно в установленном порядке, основанием применения вычетов для
организаций-производителей является изменение условий либо расторжение
соответствующих договоров, отражения в учете соответствующих операций по
корректировке в связи с возвратом товаров.
Согласно статье 3
Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими
силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"
оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 г. и
осуществляющие с 1 января 2006 г. реализацию алкогольной продукции (далее -
оптовые организации), поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 г. и (или) отгруженной в их адрес
до указанной даты, признаются налогоплательщиками акцизов.
Таким образом, в
случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции,
маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке,
оптовым организациям от покупателей и (или) организациям-производителям от
оптовых организаций указанные организации имеют право на вычет по уплаченным
суммам акцизов в пределах остатков, имеющихся у оптовых организаций на 1 января
2006 г., и (или) отгруженных в их адрес до
указанной даты, подтвержденных данными инвентаризации, предусмотренной пунктом
8 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785,
при условии расторжения соответствующих договоров, отражения в учете
соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров.
Пунктом 2 статьи 12 Закона предусмотрено,
что марки могут быть приобретены только организациями в государственных
органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации, - налоговых
органах.
Учитывая, что с 1
июля 2006 г. оборот алкогольной продукции, маркированной марками, введенными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212
"О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками
нового образца" и региональными специальными марками, изготовленными в
соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 723 "Об утверждении общих
требований к порядку и
условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи
региональных специальных марок", либо маркированной только марками,
введенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003
г. N 212, может быть допущен при наличии на алкогольной продукции марки,
введенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005
г. N 785, с нанесенными на нее сведениями о маркируемой алкогольной продукции,
то в случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно
организациям-производителям принадлежащей им ранее алкогольной продукции,
маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке,
поставки указанной продукции с 1 июля 2006 г. возможны только при нанесении на
нее марок, соответствующих требованиям Закона, в том числе приобретенных в
соответствии с Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. N 9н "О
порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения
неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям
федеральных специальных марок" до 30 июня 2006 г.
Копия настоящего письма направлена в ФНС
России.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН