ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 августа 2006 г. N ШТ-6-03/780@
Федеральная налоговая служба направляет
разъяснения за I квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с
применением Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и
импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного между
Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь. Указанные письма
направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
к письму ФНС России от ____ N ___
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ
СОГЛАШЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ,
ОКАЗАНИИ УСЛУГ, ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ДАЛЕЕ - СОГЛАШЕНИЕ)
Вопрос 1. Имеет ли право налоговый орган
отказать в проставлении отметки на Заявлении о ввозе товаров
на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь
(далее - Заявление), если при представлении документов одновременно с налоговой
декларацией в пакете отсутствовал сертификат о происхождении товара по форме
СТ-1?
Ответ. В целях применения Соглашения
установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе
товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь
признаются организации и индивидуальные предприниматели, включая организации и
индивидуальных предпринимателей, перешедших на специальные налоговые режимы.
Согласно пункту 6
раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля
за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения,
налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие
налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем
принятия на учет ввезенных товаров.
Одновременно с налоговой декларацией
налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
- заявление о ввозе товара, составленное
по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о
поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о
товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и
суммы начисленного налога;
- выписку банка (ее копию),
подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
- договор (его копию), на основании
которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию
государства другой Стороны;
- транспортные документы, подтверждающие
перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию
государства другой Стороны;
- налогоплательщики Российской Федерации
- товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
При этом пунктом 6 раздела I Положения
предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые налогоплательщики
должны представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией, и в
этом перечне не поименован сертификат о происхождении товара (форма СТ-1).
С учетом
изложенного само по себе обстоятельство, что налоговым органом не установлено,
действительно ли импортируемый товар имеет происхождение из территории
Республики Беларусь, в случае наличия всех документов, предусмотренных пунктом
6 раздела I Положения, и отсутствия факта несоответствия сведений, указанных в
заявлении, сведениям, содержащимся в этих документах, не может являться основанием
в отказе проставления налоговым органом соответствующей отметки на Заявлениях,
представленных
налогоплательщиком.
Одновременно обращаем внимание, что при
проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган в соответствии со
статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса)
вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения (информацию),
подтверждающие страну происхождения ввозимого товара (письмо ФНС России от
01.06.2006 N 03-4-03/1064).
Вопрос 2. Имеет ли право организация
представить в налоговый орган уточненное заявление о ввозе товаров и уплате
косвенных налогов, если им обнаружены ошибки в ранее поданных заявлениях?
Ответ. При обнаружении налогоплательщиком
ошибок в ранее представленном в налоговый орган Заявлении налогоплательщик
вправе представить новое Заявление. При этом указанное
Заявление может быть представлено как одновременно с корректирующей налоговой
декларацией по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам)
при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики
Беларусь (далее - налоговая декларация по косвенным налогам) и иными
документами, предусмотренными пунктом 6 раздела I Положения (в случае, если
налогоплательщиком обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы НДС, подлежащей
уплате в бюджет (освобождению от налогообложения), так и без
представления налоговой декларации по косвенным налогам (в случае, если
обнаруженные налогоплательщиком ошибки не повлекли изменения суммы налога,
подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения)).
Порядок регистрации налоговым органом
новых Заявлений и проставления на них соответствующих отметок производится в
соответствии с Порядком проставления налоговыми органами отметок на заявлениях
о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденным Приказом Минфина
России от 20.01.2005 N 3н.
При этом налоговым органом в базе данных
"Беларусь-обмен" местного уровня создается новая версия Заявления с
указанием нового регистрационного номера (письмо ФНС России от 10.05.2006 N
03-2-03/904).
Вопрос 3. Если товары перемещались с
территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации почтой, какие
документы в качестве транспортных, подтверждающих указанное перемещение
товаров, должен представить налогоплательщик в налоговый орган?
Ответ. Пунктом 6
раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля
за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении
работ, оказании услуг, подписанного 15 сентября 2004 года, предусмотрено представление
налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией
документов, указанных в данном пункте раздела I Положения, в том числе
транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории
Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
При этом в случае перемещения товаров с
территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации почтой
необходимо учитывать следующее.
Согласно положениям
пункта 11 раздела I Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее -
Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления, принимаемые для
пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из
других государств либо следующие транзитом через территорию Российской
Федерации, относятся к международным почтовым отправлениям.
Пунктом 37 раздела III Правил оказания
услуг почтовой связи установлено, что выдача оператором почтовой связи
международных почтовых отправлений адресатам (их законным представителям)
производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской
Федерации.
Для целей применения положений Таможенного
кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), регламентирующих
перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, под международными
почтовыми отправлениями понимаются, в том числе, почтовые отправления,
поступающие на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно положениям
Таможенного кодекса международные почтовые отправления не могут быть выданы
организациями почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа.
В пункте 3 раздела I Правил таможенного
оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную
границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях,
утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381, приведен перечень
документов, с использованием которых осуществляется пересылка через таможенную
границу Российской Федерации международных почтовых отправлений.
С учетом
изложенного, если ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории
Республики Беларусь производится посредством пересылки международным почтовым отправлением,
налогоплательщику в составе документов, предусмотренных пунктом 6 раздела I
Положения, в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение
товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации,
следует представить документы, применяемые при пересылке международных почтовых
отправлений в рамках международного почтового обмена. В указанных документах содержатся сведения,
позволяющие идентифицировать, какой товар был ввезен с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации посредством его пересылки
международным почтовым отправлением, что позволит налоговому органу проверить
соответствие сведений о наименовании ввезенного товара, указанных в заявлении о
ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также содержащихся в
товаросопроводительном документе.
Одновременно сообщается, что при
рассмотрении вопроса о документах, подтверждающих перемещение товаров с
территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в форме
международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного
почтового обмена, следует также руководствоваться письмом ФНС России от
23.12.2005 N ШТ-6-06/1084@ (письмо ФНС России от 19.04.2006 N 03-2-03/760@).
Вопрос 4. Могут ли быть
произведены зачет переплаты НДС и (или) направление подлежащей возмещению суммы
НДС по реализованным на территории Российской Федерации товарам (работам,
услугам) в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему
уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории
Республики Беларусь?
Ответ. В соответствии с
пунктом 5 статьи 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению
налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на
исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение
недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в
который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Кроме того, статьей 176 Кодекса
предусмотрен зачет налоговым органом сумм НДС, указанных в пунктах 1 и 4
указанной статьи Кодекса, в счет предстоящих платежей по налогам, погашения
недоимки и пени, подлежащим зачислению в тот же бюджет.
Вместе с тем
необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 7 Кодекса, если
международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся
налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные
Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о
налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров
Российской Федерации.
С 01.01.2005 вступило в силу Соглашение,
подписанное 15.09.2004 и ратифицированное Федеральным законом от 28.12.2004 N
181-ФЗ.
Неотъемлемой частью Соглашения является
Положение, которое определяет порядок взимания НДС при импорте товаров.
Пунктом 6 раздела I Положения определен
перечень документов, подлежащих обязательному представлению налогоплательщиками
одновременно с налоговой декларацией не позднее 20 числа месяца, следующего за
месяцем принятия на учет ввезенных с территории Республики Беларусь на
территорию Российской Федерации товаров. Одним из документов, поименованных в
указанном перечне, является выписка банка (ее копия), подтверждающая
фактическую уплату налога по ввезенным товарам.
В связи с тем, что
для составления доходов бюджетов Российской Федерации в 2005 году в
соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 N 174-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской
Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" применялся код
бюджетной классификации (далее - КБК) 182 1 04 01000 01 1000 110 по НДС на
товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в части товаров, ввозимых из Республики Беларусь, а для
составления доходов бюджетов Российской Федерации в 2006 г. в соответствии с
одноименным Федеральным законом от 22.12.2005 N 176-ФЗ применяется КБК 182 1 04
01000 01 0000 110 по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской
Федерации, выписка банка, представляемая в соответствии с пунктом 6 раздела I
Положения, должна подтверждать фактическую уплату налога на соответствующий КБК.
В связи с
изложенным зачет переплаты НДС и (или) направление подлежащей возмещению суммы
НДС по реализованным на территории Российской Федерации товарам (работам,
услугам) в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему
уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории
Республики Беларусь, не осуществляются (письмо ФНС России от 21.06.2006 N
03-2-03/1160).
Вопрос 5. Какие документы должна
представить организация в качестве транспортных, подтверждающих перемещение
товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой
Стороны, в случае если перевозка товаров осуществлялась грузобагажом,
багажом на железнодорожном транспорте, а также если
доставка товаров осуществлялась представителем организации ручной кладью?
Пунктом 6 раздела I Положения,
являющегося неотъемлемой частью Соглашения, предусмотрено представление
налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией
документов, указанных в данном пункте раздела I Положения, в том числе
транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории
Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
При реализации товаров, вывезенных с
территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, для
обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее -
НДС) налогоплательщики одновременно с налоговой декларацией представляют
документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, в том числе копии
транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого
товара.
В случае если перевозка товаров с
территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
осуществлялась российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте,
необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального
закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от
10.01.2003 N 18-ФЗ перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение
договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или
удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная
квитанция, грузобагажная квитанция).
В соответствии с
Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа
на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от
26.07.2002 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2002, рег. N 3675) (далее - Правила перевозки), в подтверждение
приема грузобагажа к перевозке отправителю выдается грузобагажная квитанция, оформленная на основании его
заявления с указанием, в том числе, наименования грузобагажа.
При получении грузобагажа
лицо, уполномоченное на его получение, расписывается на оборотной стороне
дорожной грузобагажной ведомости.
По просьбе лица, уполномоченного на
получение грузобагажа, в багажном отделении может
быть снята копия с дорожной грузобагажной ведомости,
которая заверяется подписью работника багажного отделения и штемпелем станции
(вокзала).
Таким образом, в случае перевозки товаров
с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
грузобагажом на железнодорожном транспорте
налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для
представления в налоговый орган Положением, может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (их копию).
В соответствии с
Правилами перевозок в подтверждение приема багажа для перевозки багажным
отделением пассажиру на первоначальной станции отправления выдается одна или несколько багажных квитанций, в которых
указываются, в том числе, наименование перевозимого багажа, станция назначения,
номер проездного документа (билета).
Таким образом, в случае перевозки товаров
с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
багажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве транспортного
документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением,
может представить багажную квитанцию (ее копию).
В случае отсутствия
на багажной квитанции сведений о станции отправления или маршруте отправки
багажа налоговый орган в ходе налоговой проверки при необходимости проводит
соответствующие мероприятия налогового контроля в целях подтверждения факта
перемещения товара (перевозки багажа) с территории государства одной Стороны на
территорию государства другой Стороны, в частности, истребует у
налогоплательщика проездной документ (билет) пассажира, отправившего данный
багаж, в котором содержатся сведения о
станции отправления.
В случае если доставка товаров при их
реализации в Республику Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем
налогоплательщика ручной кладью, то, принимая во внимание, что транспортный
документ при таком перемещении товаров не оформляется, необходимо учитывать
следующее.
Согласно абзацу 2
пункту 4 раздела II Положения в случае непредставления в налоговые органы
документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения, налоговые органы
вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки
НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных
с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, при наличии
в налоговых органах Российской Федерации подтверждения в электронном виде от налоговых органов
Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме
(освобождения от уплаты налогов). При этом Положение не устанавливает
обязанность принятия налоговым органом данного решения при наличии в налоговом
органе указанного подтверждения.
В связи с чем
сделать выводы о правомерности либо неправомерности применения налоговой ставки
0 процентов и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о
возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или
частично) в возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех
имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при
проведении мероприятий налогового контроля.
Таким образом, если
налогоплательщиком в обоснование применения нулевой ставки НДС транспортный
документ о перевозке экспортируемого товара не представлен, в связи с тем, что
доставка товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась
уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью и транспортный
документ при такой доставке не оформляется, и при этом в налоговом органе
имеется подтверждение в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном
объеме (освобождения от уплаты налогов), то с учетом вышеизложенного налоговый
орган принимает соответствующее решение по проверке на основании результатов
анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе
полученных при проведении мероприятий налогового контроля (письмо ФНС России от
10.05.2006 N 03-2-03/904).