ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 декабря 2006 г. N ШТ-6-09/1278@
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ
В ДЕЙСТВИЕ С 1 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ И ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В
ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ
С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Федеральная
налоговая служба в связи с вступлением в действие с 1 января 2007 года
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции
Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в
часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением
мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) сообщает следующее.
В целях приведения действующих
нормативных документов в соответствие с новой редакцией Кодекса ФНС России
разработала и утвердила следующие Приказы:
- "Об утверждении форм,
рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2
ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации" (утвержден
ФНС России 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@ и вступает в действие с 01.01.2007);
- "Об утверждении форм документов,
используемых при постановке на учет, учете сведений, снятии с учета юридических
и физических лиц" (далее - Приказ "Об утверждении форм
документов") (утвержден ФНС России 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@). Указанный
Приказ будет доведен до Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации
в установленном порядке после его регистрации в Минюсте России.
Кроме того, ФНС
России подготовлены и направлены в Минфин России для утверждения:
- проект порядка постановки на учет,
снятия с учета российских организаций и физических лиц;
- проект порядка и условий присвоения,
применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика;
- проект особенностей учета физических
лиц - иностранных граждан.
Также в Минфин России на рассмотрение
направлены проекты Постановлений Правительства Российской Федерации:
- о порядке учета в
налоговых органах Российской Федерации организаций и индивидуальных
предпринимателей и внесении изменений и дополнений в Правила ведения Единого
государственного реестра налогоплательщиков, утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О
совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила
ведения ЕГРН);
- об изменениях и дополнениях в Правила
ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110.
Одновременно в ФМС
России проходит согласование проекта совместного Приказа ФМС России и ФНС
России "О порядке взаимодействия органов Федеральной миграционной службы и
налоговых органов Российской Федерации по представлению сведений о регистрации
физических лиц по месту жительства и о документах, удостоверяющих личность
граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации" (далее -
Совместный Приказ).
После вступления в силу с 1 января 2007
года Федерального закона N 137-ФЗ и до введения в действие указанных выше
документов, а также до внесения изменений в методические указания по вопросам
учета организаций и физических лиц следует руководствоваться ныне действующими
нормативными материалами в части, не противоречащей положениям новой редакции
Кодекса.
В связи с изложенным
с 01.01.2007 в ходе работы по учету организаций и физических лиц необходимо
иметь в виду следующее.
1. При постановке на
учет граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту пребывания и не
имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, и
иностранных граждан (лиц без гражданства), получивших разрешение на временное
проживание (пребывание) на территории Российской Федерации и не имеющих вида на
жительство на территории Российской Федерации, до введения в действие Приказа
"Об утверждении форм документов" применяется "Заявление
физического лица о выдаче документа, подтверждающего
присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)" по форме N
09-2-1, утвержденной Приказом N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и
условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера
налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет,
снятии с учета юридических и физических лиц" (далее - Приказ N
БГ-3-09/178) (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 N 5685).
Постановка на учет физических лиц, не
имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации,
осуществляется согласно положениям Порядка и условий присвоения, применения, а
также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденных
Приказом N БГ-3-09/178. При этом при постановке на учет иностранных граждан
необходимо учитывать особенности, приведенные в приложении к настоящему письму.
2. Изменения, внесенные в пункты 1, 4
статьи 83 Кодекса, устанавливают упрощенный порядок постановки на учет
организации в налоговых органах по месту нахождения их обособленных
подразделений.
Постановка на учет
организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, если эта
организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого
обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом, до
введения в действие Приказа "Об утверждении форм документов"
осуществляется на основании "Заявления о постановке на учет организации в
налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения" по форме
N 09-1-1, утвержденной
Приказом N БГ-3-09/178, подаваемого в течение одного месяца со дня создания
обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого
обособленного подразделения.
Если организация, осуществляющая
деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, не
состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговых органах
на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное
подразделение, она подает заявление в налоговый орган по месту нахождения обособленного
подразделения.
В случае, если
несколько обособленных подразделений организации находятся в одном
муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым
органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом
по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определенному
организацией самостоятельно. О выборе налогового органа для постановки на учет
организации по месту нахождения всех обособленных подразделений, находящихся в
данном муниципальном образовании, сообщается организацией письменно (в
произвольной форме).
В иных случаях
постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее
обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного
муниципального образования) осуществляется налоговыми органами на основании
сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с
пунктом 2 статьи 23 Кодекса в налоговый орган по месту ее нахождения (форма N
С-09-3 "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленного
подразделения", утвержденная Приказом ФНС России от 09.11.2006 N
САЭ-3-09/778@).
При этом к указанному сообщению о
создании обособленного подразделения прилагаются копии документов,
подтверждающих создание обособленного подразделения, а также документа,
подтверждающего полномочия обособленного подразделения по уплате налогов по
месту его нахождения (при наличии).
Постановка на учет организации по месту
нахождения обособленных подразделений осуществляется в соответствии с порядком,
установленным Приказом N БГ-3-09/178.
3. Снятие организации с
учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае принятия
организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного
подразделения осуществляется в течение 10 дней со дня подачи заявления
организацией о снятии с учета организации по месту нахождения обособленного
подразделения, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее
проведения (пункт 5 статьи 84 Кодекса).
4. Для органов, осуществляющих выдачу и
замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на
территории Российской Федерации, установлена обязанность сообщать
в налоговый орган по месту жительства гражданина о фактах первичной выдачи
документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на
территории Российской Федерации (пункт 8 статьи 85 Кодекса).
На основании указанных сведений
осуществляется постановка физических лиц на учет в налоговых органах по месту
жительства. В случае, если физическое лицо, о котором
поступили сведения о первичной выдаче паспорта, уже состоит на учете в
налоговом органе, осуществляется внесение изменений в сведения о его
документах, удостоверяющих личность, содержащиеся в ЕГРН.
До введения в
действие Совместного Приказа представление указанных сведений возможно по форме
ЗП, утвержденной совместным Приказом МНС России и МВД России от 31 декабря 2003
г. N БГ-4-09/34дсп/1040дсп "О взаимодействии налоговых органов Российской
Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по предоставлению
сведений о физических лицах", либо по рекомендуемой форме, прилагаемой к
настоящему письму.
5. Сведения об
аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных
юридических лиц, поступающие в соответствии с пунктом 9 статьи 85 Кодекса от
органов и организаций, осуществляющих аккредитацию филиалов и представительств
иностранных юридических лиц, используются налоговыми органами для контроля
исполнения обязанности представления заявления о постановке на учет данными
иностранными юридическими лицами в соответствии с Приказом МНС России от
07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях
учета в налоговых органах иностранных организаций".
6. В связи с внесением
изменений в пункт 2 статьи 85 Кодекса необходимо проинформировать адвокатские
палаты субъектов Российской Федерации о внесенных изменениях, в соответствии с
которыми в налоговые органы один раз в месяц (не позднее 10 числа) должны
сообщаться только сведения о произошедших в реестре адвокатов субъекта
Российской Федерации изменениях, а также о принятых за предыдущий месяц
решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвоката. В случае
наличия заключенного с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации
соглашения необходимо провести работу по внесению необходимых изменений.
Одновременно сообщается, что начиная с 2007 года отменяется обязанность представления
формы отчетности N 1-НЕДП.
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
ПРОЕКТ
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Настоящие
Особенности учета иностранных граждан или лиц без гражданства разработаны в
соответствии с положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N
28, ст. 3487; 2003, N 52 (часть I), ст. 5037; 2006, N 6, ст. 638), Правилами ведения Единого государственного
реестра налогоплательщиков, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур
государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 10, ст. 864; 2006, N 3, ст. 497), Федеральным законом от
25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30,
ст. 3032; 2006, N 31 (I часть), ст. 3420), Федеральным
законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и
лиц без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285).
1. Общие положения
Настоящие Особенности учета физических
лиц - иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - Особенности)
разработаны в целях учета иностранных граждан или лиц без гражданства, не
относящихся к индивидуальным предпринимателям.
Понятия и термины,
используемые в настоящих Особенностях, применяются в том значении, в каком они
используются в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральном
законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и
лиц без гражданства в Российской Федерации", если иное не предусмотрено
настоящими Особенностями.
В целях настоящих Особенностей понятие
"иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без
гражданства", за исключением случаев, когда Особенностями для лиц без
гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил,
установленных для иностранных граждан.
В целях учета в налоговых органах место
проживания иностранного гражданина приравнивается к месту жительства.
2. Постановка на
учет иностранных граждан
2.1. Постановке на учет
в налоговых органах в целях налогового контроля подлежат иностранные граждане,
зарегистрированные органами миграционного учета по месту жительства
(пребывания) в Российской Федерации, а также собственники недвижимого имущества
и иностранные граждане, в отношении которых оформлено право на наследство на
недвижимое имущество (в том числе земельный участок), не имеющие регистрации по
месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации.
2.2. При учете в налоговых органах иностранных
граждан используются формы заявлений, свидетельств, уведомлений, установленные
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору
в области налогов и сборов (далее - уполномоченный орган) и применяемые при
учете граждан Российской Федерации.
2.3. Документы, необходимые для
постановки на учет иностранных граждан, предусмотренные настоящими
Особенностями, представляются в налоговые органы на русском языке или на
иностранном языке с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность
подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены.
2.4. Для постановки на
учет в налоговом органе и получения документа, подтверждающего постановку на
учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), иностранный
гражданин вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (пребывания)
с заявлением физического лица о постановке на учет в налоговом органе на
территории Российской Федерации по форме, установленной ФНС России (далее -
Заявление).
При подаче Заявления в налоговый орган по
месту жительства (пребывания) иностранный гражданин одновременно с Заявлением
представляет документ, удостоверяющий личность физического лица, и документ,
подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания).
На основании Заявления иностранного
гражданина осуществляется постановка на учет с присвоением ИНН, внесение
сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН).
Налоговый орган обязан осуществить
постановку на учет иностранного гражданина в течение пяти
дней со дня поступления Заявления в налоговый орган по месту жительства
(пребывания).
Во избежание повторного присвоения ИНН
необходимо использовать информацию, содержащуюся в региональной (федеральной)
базе данных ЕГРН, с целью выявления фактов постановки на учет в налоговых
органах.
2.5. Заявление может быть направлено в
налоговый орган по месту жительства (пребывания) иностранного гражданина
почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом к Заявлению должны
быть приложены нотариально удостоверенные копии документа, удостоверяющего
личность иностранного гражданина и подтверждающего регистрацию по месту
жительства (пребывания).
2.6. Для постановки на учет в налоговом
органе иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, должен представить
следующие документы:
- Заявление о постановке на учет;
- паспорт иностранного гражданина;
- вид на жительство
иностранного гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства в
Российской Федерации.
Для постановки на учет в налоговом органе
лицо без гражданства, имеющее вид на жительство, должно представить следующие
документы:
- Заявление о постановке на учет;
- вид на жительство
лица без гражданства с отметкой о регистрации по месту жительства в
Российской Федерации.
Документом,
подтверждающим постановку на учет в налоговом органе по месту жительства,
является Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе
на территории Российской Федерации (далее - Свидетельство), которое выдается
(направляется с уведомлением о вручении) в течение пяти дней со дня поступления
заявления в налоговый орган по месту проживания иностранного гражданина.
2.7. Для постановки на учет в налоговом
органе иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание в
Российской Федерации, должен представить следующие документы:
- Заявление о постановке на учет;
- паспорт иностранного гражданина с
отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации и отметкой
о регистрации по месту проживания в Российской Федерации.
Для постановки на учет в налоговом органе
лицо без гражданства, имеющее разрешение на временное проживание в Российской
Федерации, должно представить следующие документы:
- Заявление о постановке на учет;
- разрешение на
временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации с отметкой о
регистрации по месту проживания в Российской Федерации.
Для иностранных граждан, имеющих
разрешение на временное проживание в Российской Федерации, адрес временного
проживания, содержащийся в документе, удостоверяющем личность иностранного
гражданина, используется в качестве адреса места жительства.
Документом, подтверждающим постановку на
учет в налоговом органе по месту проживания, является Свидетельство, которое
выдается (направляется с уведомлением о вручении) в течение пяти дней со дня
поступления заявления в налоговый орган по месту проживания иностранного
гражданина.
2.8. Для постановки на учет в налоговом
органе иностранный гражданин, зарегистрированный по месту пребывания, должен
представить следующие документы:
- Заявление о постановке на учет;
- паспорт иностранного гражданина;
- отрывную часть бланка Уведомления о
прибытии с отметкой органа миграционного учета.
Документом,
подтверждающим постановку на учет в налоговом органе по месту пребывания,
является Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе
на территории Российской Федерации (далее - Уведомление), которое выдается
(направляется с уведомлением о вручении) в течение пяти дней со дня поступления
Заявления в налоговый орган по месту пребывания иностранного гражданина.
2.9. Постановка на учет иностранных
граждан осуществляется также на основании сведений, поступивших от органов,
указанных в пунктах 2, 3, 4, 5, 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс). Порядок учета иностранных граждан и выдача им
Уведомлений на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85
Кодекса, аналогичен порядку учета и выдаче Уведомлений, установленному для граждан
Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации (далее -
Минфин России).
2.10. Сведения о
постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания, которые
направляются органами миграционного учета в территориальные налоговые органы согласно
подпункту 5 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации", могут быть использованы для контроля достоверности
сведений, представленных иностранным гражданином.
2.11. Порядок выдачи
иностранному гражданину документа, подтверждающего факт постановки на учет в
налоговом органе, а также признания Свидетельства недействительным, аналогичен
порядку, установленному для документов, выдаваемых гражданам Российской
Федерации.
3. Внесение
изменений в сведения ЕГРН
об иностранных гражданах. Снятие с учета иностранных
граждан в налоговых органах
3.1. Порядок внесения изменений в
сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении иностранных граждан на основании
сведений, сообщаемых органами, указанными в пунктах 2, 3, 4, 5, 6 статьи 85
Кодекса, аналогичен порядку, установленному Минфином России в отношении граждан
Российской Федерации.
3.2. Порядок учета
иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, осуществляется при
изменении места жительства на основании сведений о факте регистрации по новому
месту жительства, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических
лиц по месту жительства, в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса и
аналогичен порядку, установленному Минфином России в отношении граждан
Российской Федерации.
3.3. Снятие с учета
иностранного гражданина в связи с изменением места жительства (пребывания)
также может быть осуществлено в налоговом органе по прежнему месту жительства
(пребывания) при получении им соответствующих сведений о постановке на учет
этого иностранного гражданина в другом налоговом органе по месту его жительства
(пребывания), произведенной на основании его заявления о постановке на учет в
налоговом органе по новому месту жительства (пребывания) с последующим
уведомлением о данном факте.
3.4. Снятие с учета
иностранного гражданина в связи с его выездом из Российской Федерации
осуществляется в налоговом органе по месту жительства (пребывания) в течение
пяти дней с момента поступления сведений об окончании (аннулировании)
регистрации иностранного гражданина по месту жительства (пребывания) в порядке,
аналогичном порядку снятия с учета, установленному для граждан Российской
Федерации, либо по истечении одного месяца с момента окончания срока
регистрации иностранного гражданина по месту жительства (пребывания) по решению
налогового органа при условии отсутствия в налоговом органе нового Заявления
иностранного гражданина и (или) сведений о продлении срока регистрации
иностранного гражданина в Российской Федерации. При этом
Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе на территории
Российской Федерации не выдается (не направляется).
Снятие с учета иностранных граждан также
осуществляется на основании сведений, поступивших от органов, указанных в
пунктах 2, 3 (в части сведений от органов, осуществляющих регистрацию актов
гражданского состояния), 4, 5, 6 статьи 85 Кодекса в порядке, аналогичном
порядку снятия с учета, установленному для граждан Российской Федерации.