МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 апреля 2007 г. N ШС-6-14/320@
Федеральная налоговая служба в связи с
принятием Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
информационного письма от 13.03.2007 N 117, касающегося практики применения
главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации о государственной пошлине,
разъясняет следующее.
В информационном письме указано, что
налоговые органы при обжаловании судебных решений по делам, рассмотренным в
пользу налогоплательщиков, должны уплачивать государственную пошлину, если
налоговый орган в данном деле выступает ответчиком. Кроме того, налоговые
органы должны возмещать налогоплательщику расходы по уплате государственной
пошлины в случае принятия судом решения в его пользу.
1. Согласно Федеральному конституционному
закону от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской
Федерации" (далее - Закон "Об арбитражных судах в Российской
Федерации") арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными
судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и
иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Одним из полномочий Высшего Арбитражного
суда Российской Федерации согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 10 Закона
"Об арбитражных судах в Российской Федерации" являются разъяснения по
вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации действует в составе:
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации;
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации;
судебных коллегий по рассмотрению споров,
возникающих из гражданских и иных правоотношений и по рассмотрению споров,
возникающих из административных правоотношений.
Согласно статье 12 Закона "Об
арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в
Российской Федерации.
Полномочием Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Закона "Об
арбитражных судах в Российской Федерации" является рассмотрение материалов
изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых
актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Важно, что согласно пункту 2 статьи 13
Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" по вопросам
своего ведения, куда входят и разъяснения по вопросам судебной практики, Пленум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления,
обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Круг полномочий Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации очерчен в статье 16 Закона "Об арбитражных
судах в Российской Федерации":
рассматривает в порядке надзора дела по
проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в
Российской Федерации;
рассматривает отдельные вопросы судебной
практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской
Федерации.
Поскольку именно Пленум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации полномочен
принимать обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации
постановления, постольку рекомендации обзора судебной практики (информационное
письмо) Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не являются
обязательными (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N
ГКПИ00-1448).
2. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи
333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной
пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры,
государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы,
обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту
государственных и (или) общественных интересов.
Из текста подпункта 1 пункта 1 статьи
333.37 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что государственные
органы освобождаются от государственной пошлины при соблюдении 2-х условий:
1. обращение в арбитражный суд в случаях,
предусмотренных законом;
2. обращение в защиту государственных и
(или) общественных интересов.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса
Российской Федерации определено, что налоговые органы составляют единую
централизованную систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
При этом законодательство, регулирующее
деятельность налоговых органов, предусматривает 2 случая участия налоговых
органов в рассматриваемых судами налоговых спорах:
во-первых, в качестве истцов/заявителей в
случае предъявления налоговыми органами исков/заявлений в соответствии со
статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 статьи 7 Закона
Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской
Федерации";
во-вторых, в качестве ответчиков в случае
обжалования налогоплательщиками и иными лицами актов налоговых органов,
действия и бездействия их должностных лиц в соответствии со статьей 138 НК РФ.
При этом и в
первом, и во втором случае именно на налоговые органы возложена обязанность
доказывания законности и обоснованности их актов, действий либо бездействия,
что осуществляется также в рамках возложенной на налоговые органы функции по
осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов,
то есть защиты государственных интересов.
В соответствии со статьей 138 Налогового
кодекса Российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействие
их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов (в том
числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных
лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи
искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным
процессуальным законодательством.
Отсюда налоговый орган, выступая в
арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика,
осуществляет защиту государственных интересов, защиту интересов бюджета Российской
Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 4
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в
арбитражный суд осуществляется в форме:
искового заявления - по экономическим
спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
заявления - по делам, возникающим из
административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности
(банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре
судебных актов в порядке надзора и в иных случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом;
жалобы - при обращении в арбитражный суд
апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
представления - при обращении
Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре
судебных актов в порядке надзора.
Таким образом, подача жалобы
(апелляционной, кассационной) является одной из форм обращения в арбитражный суд как заявителями, так и ответчиками по делу.
Совокупность
изложенного показывает, что информационное письмо от 13.03.2007 N 117
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не является
обязательным для арбитражных судов в Российской Федерации, а согласно
положениям Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы, выступая в
арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика,
осуществляя защиту государственных интересов, защиту интересов бюджета
Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН