МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 июля 2007 г. N СК-6-11/519@
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2007 N
03-05-05-02/21 о порядке применения отдельных положений главы 31
"Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Доведите указанное письмо до нижестоящих
налоговых органов.
К.В.СЕДОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 апреля 2007 г. N 03-05-05-02/21
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо Федеральной налоговой службы от 21.03.2007 N
01-2-02/329 о применении отдельных положений главы 31 "Земельный
налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый
кодекс) и сообщает.
1. В соответствии со статьей 388
Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации
и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения. При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические
лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Поэтому основанием для признания
организаций и физических лиц налогоплательщиками по земельному налогу являются
документы, удостоверяющие права собственности, права постоянного (бессрочного)
пользования или права пожизненного наследуемого владения.
Вышеуказанные права на земельные участки
удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая
осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). При этом
права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются
юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации,
введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация прав,
проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях
уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу
указанного Федерального закона, является юридически действительной (пункт 1
статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ).
Кроме того,
необходимо иметь в виду, что выданные государственные акты на право
собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного
(бессрочного) пользования землей, а также свидетельства о праве собственности
на землю признаются действительными в связи с указанием на это в Федеральном
законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" и статье 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 141-ФЗ).
Статьей 8
Федерального закона N 141-ФЗ установлено, что в случае отсутствия в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о
существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на
основании государственных актов, свидетельств и других документов,
удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим
лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти
или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке,
установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на
момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно статье 389 Налогового кодекса
объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования (городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, за исключением
не признаваемых объектом налогообложения земельных участков, указанных в пункте
2 данной статьи.
Таким образом, если земельные участки не
прошли кадастровый учет и по ним отсутствует кадастровый номер, то такие
земельные участки признаются объектом налогообложения земельным налогом на
основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих)
документов, выданных соответствующими органами до введения Федерального закона
N 122-ФЗ.
2. В соответствии с
пунктом 8 статьи 395 Налогового кодекса до 1 января 2006 года освобождались от
налогообложения земельным налогом научные организации Российской академии наук,
Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных
наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и
строительных наук, Российской академии художеств - в отношении земельных
участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемыми в целях
научной (научно-исследовательской) деятельности.
Указанная налоговая льгота
предоставлялась научной организации при соблюдении следующих условий:
- организация должна входить в состав
вышеназванных российских академий;
- организация должна осуществлять в
качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность, понятие
которой определено статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О
науке и государственной научно-технической политике";
- в отношении льготируемого
земельного участка научная организация должна иметь правоустанавливающий
документ;
- на земельном участке должно находиться
здание (здания), используемое полностью или частично в целях научной
(научно-исследовательской) деятельности.
Таким образом, основанием для
предоставления налоговой льготы по земельному налогу научной организации
являлось наличие на земельном участке объекта недвижимого имущества (здания,
сооружения), полностью или частично используемого для научной
(научно-исследовательской) деятельности.
Единственным условием, при котором
научная организация не вправе была использовать налоговую льготу по земельному
налогу по пункту 8 статьи 395 Налогового кодекса, является сдача полностью в
аренду для других видов деятельности объектов недвижимости (зданий,
сооружений), расположенных на земельном участке, принадлежащем научной
организации.
3. При определении налогоплательщика в
случае прекращения прав на здание (помещение) и сооружение, земельный участок
(доли земельного участка) по договору купли-продажи необходимо иметь в виду
следующее.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на имущество, которое
имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора
купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества,
если иное не предусмотрено данной статьей.
При этом момент
возникновения права собственности у приобретателя по договору, в том числе
земельного участка (доли земельного участка) определен статьей 223 ГК РФ,
которой установлено, что недвижимое имущество признается принадлежащим
добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с
момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302
настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое
имущество от добросовестного приобретателя.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ
гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на
принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия,
определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и
распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это
имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и
обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до
приобретения права собственности на него другим лицом.
Пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) также определено, что право
постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при
отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях
и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса. При этом в
соответствии с пунктом 1 статьи 53 Земельного кодекса отказ лица от
осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления
об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено,
что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения
этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной
регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими
государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Поэтому организация, являющаяся
собственником здания (сооружения, помещения), приобретенного по договору
купли-продажи, признается налогоплательщиком земельного налога с момента
государственной регистрации права собственности на земельный участок (доли
земельного участка), занятый объектами недвижимости. До момента государственной
регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок, занятый
объектом недвижимости, право собственности на которое
прекращено в связи с его продажей, налогоплательщиком земельного налога
признается продавец объекта недвижимости.
По вопросу признания организации
налогоплательщиком земельного налога в отношении земельного участка, занятого
многоквартирным домом, при приобретении квартир (помещений) по договору
купли-продажи следует руководствоваться письмом Минфина России от 17.05.2006 N
03-06-02-02/65.
4. Зачет (возврат) сумм излишне
уплаченного земельного налога за дачные земельные участки, собственниками
которых зарегистрировано в установленном порядке право постоянного проживания
на этих земельных участках, производится в порядке и сроки, предусмотренные
статьей 78 Налогового кодекса.
5. Пунктом 13 статьи 12
Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"
(утратил силу с 1 января 2006 года) было установлено, что предприятия, научные
организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки,
непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в
мобилизационный резерв Российской Федерации, освобождались от уплаты земельного
налога.
Кроме того, Федеральным законом от
23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (далее -
Федеральный закон N 186-ФЗ) было приостановлено с 1
января по 31 декабря 2004 года действие статей 7 - 11 Закона Российской
Федерации "О плате за землю" в отношении земельных участков,
непосредственно занятых законсервированными и (или) не используемыми в текущем
производстве объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными
мощностями, а также испытательными полигонами и складами для хранения всех
видов мобилизационных запасов (подпункт 3 пункта 1 Приложения 20 к Федеральному
закону 186-ФЗ).
Также распоряжением Правительства
Российской Федерации был утвержден "Перечень
организаций, имеющих задание по государственному оборонному заказу на 2004 год
на выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке экономики, которым
наряду с другими предприятиями и организациями, имеющими законсервированные и
(или) не используемые в текущем производстве объекты мобилизационного
назначения и (или) мобилизационные мощности, а также испытательные полигоны и
склады для хранения всех видов мобилизационных запасов, предоставляются льготы
по уплате земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно
занятых указанными объектами" (далее - Перечень).
Утвержденный
Правительством Российской Федерации Перечень является закрытым, но не
исчерпывающим, поэтому вышеназванные налоговые льготы по земельному налогу
должны были предоставляться в 2004 году организациям как включенным, так и не
вошедшим в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень.
Основанием для
предоставления налоговых льгот по земельному налогу являются утвержденные
(согласованные) соответствующими органами исполнительной власти документы,
подтверждающие право на вышеуказанные налоговые льготы по земельному налогу,
вне зависимости от даты их утверждения, представляемые в налоговые органы в
порядке, установленном "Рекомендациями по форме документов, подтверждающих
право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по
мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат
на проведение работ по мобилизационной подготовке", утвержденными
Минэкономразвития России и Минфином России 16 августа 2005 года.
С.Д.ШАТАЛОВ