МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 1994 г. N 25
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВКЛАДЧИКАМ, ПЕРЕЧИСЛЯЮЩИМ ВСЮ СУММУ
ЕДИНОВРЕМЕННОЙ КОМПЕНСАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫЙ
БЕСПРОЦЕНТНЫЙ
ДЕПОЗИТНЫЙ СЧЕТ, ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ И
ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ
Во исполнение
пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1994 г.
N 124 "О предоставлении вкладчикам Сберегательного банка Российской
Федерации, получающим единовременные компенсации, льгот по оплате коммунальных
и жилищных услуг" направляем подготовленные Министерством финансов
Российской Федерации с участием Сберегательного банка Российской Федерации
Методические указания по предоставлению льгот, предусмотренных пунктом 5 Указа
Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2297 "О единовременных компенсациях вкладчикам
Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992
г.".
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.И.КАЗЬМИН
Руководитель
Департамента кредита
и денежного обращения
Л.Ф.МОИСЕЕВА
Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 5 марта 1994 г. N 25
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ВКЛАДЧИКАМ, ПЕРЕЧИСЛЯЮЩИМ ВСЮ СУММУ
ЕДИНОВРЕМЕННОЙ КОМПЕНСАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫЙ
БЕСПРОЦЕНТНЫЙ
ДЕПОЗИТНЫЙ СЧЕТ, ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ И
ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ
Настоящие
методические указания разработаны в соответствии с пунктом 5 Указа Президента
Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2297 "О единовременных
компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим
вклады на 1 января 1992 г." и во исполнение пункта 3 постановления
Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1994 г. N 124 "О
предоставлении вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации,
получающим единовременные компенсации, льгот
по оплате коммунальных и жилищных услуг".
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1994 г. N 124 органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено в 10-дневный срок
решить вопрос о предоставлении льгот вкладчикам Сберегательного банка
Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 г., предусмотренных
пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2297.
При определении условий предоставления
льгот по оплате коммунальных и жилищных услуг следует указать, что органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного
самоуправления выступают распорядителями средств беспроцентного депозитного
счета, сумма которого формируется в разовом порядке, а расходуется постепенно,
по мере возмещения затрат предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Должен быть определен банк, в котором
открывается беспроцентный депозитный счет. Следует определить
порядок использования средств данного счета, в котором, в частности, можно
предусмотреть, будут ли средства по целевому назначению расходоваться
централизованно (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления) или децентрализованно
(предприятиями жилищно-коммунального хозяйства); услуги предприятий
жилищно-коммунального хозяйства будут оплачиваться в предварительном порядке
или при наступлении срока платежа и т.д. Принятые решения по этим
вопросам доводятся в установленный постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 февраля 1994 г. N 124 срок до территориальных банков
Сберегательного банка Российской Федерации, а также до населения региона.
По принятию решения об оказании льгот
необходимо установить срок, в течение которого вкладчики могут перечислить
причитающуюся им сумму единовременной компенсации на беспроцентный депозитный
счет. Исходными датами являются для вкладчиков - пенсионеров и инвалидов - дата
принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления решения об оказании льготы, а для остальных
вкладчиков - 1 июля 1994 года.
Конкретный срок устанавливается решением
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, но не более месяца после указанных выше дат. Если вкладчики
использовали сумму единовременной компенсации до выхода решения об оказании льгот
и изъявили желание воспользоваться ими, то в течение установленного срока они
могут обратиться с соответствующей просьбой в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В порядке
исключения может быть принято решение о предоставлении им льгот. В таком случае
суммы единовременной компенсации должны быть возвращены учреждениям
Сберегательного банка Российской Федерации, где вкладчики их получили, и
полностью в трехдневный срок перечислены на отдельный беспроцентный депозитный
счет.
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления должны рекомендовать
территориальным банкам и учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации
перечислять суммы единовременных выплат на беспроцентный депозитный счет для
оплаты коммунальных и жилищных услуг вкладчика только по месту его постоянной
прописки.
Для более четкой
организации работы по реализации постановления Правительства Российской
Федерации от 18 февраля 1994 г. N 124 при разработке органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
Положения о порядке предоставления льгот следовало бы с учетом размера средств,
поступающих на беспроцентный депозитный счет, рассмотреть вопрос о периоде
пользования льготами, исходя из социальной структуры вкладчиков и действующих в регионе норм обеспечения жильем и других
подобных факторов, характерных именно для данного региона; о предоставлении
указанных льгот тем вкладчикам, на которых будет распространено действие
постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий)
при оплате жилья и коммунальных услуг" и т.д.
Для недопущения расходования средств на
цели, не предусмотренные Положением, необходимо установить контроль
за их использованием, начиная с момента их зачисления на отдельный
беспроцентный депозитный счет и до их конечного целевого использования на
оплату услуг предприятий и организаций, оказывающих коммунальные и жилищные
услуги.
В зависимости от метода использования
средств беспроцентного депозитного счета (централизованного или
децентрализованного) определяется порядок перечисления компенсаций предприятиям
жилищно-коммунального хозяйства. При этом важно постоянно проводить
согласование действий, с одной стороны, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по расходованию средств
беспроцентного депозитного счета, с другой, предприятий жилищно-коммунального
хозяйства по обеспечению гарантированной оплаты их услуг в действующих
расценках.
Следует иметь в виду, что оплата
коммунальных и жилищных услуг по тарифам (расценкам), действовавшим по
состоянию на 1 ноября 1993 г., начинает производиться с момента перечисления
вкладчиком всей суммы единовременной компенсации на отдельный беспроцентный
депозитный счет.
При согласовании порядка перечисления
единовременных компенсаций с территориальным банком Сберегательного банка
Российской Федерации важно предусмотреть возможность контроля
за целевым поступлением средств. В частности, можно рекомендовать
учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации оформлять факт
перечисления платежным документом (форма N 187), составленным в двух
экземплярах. При этом первый экземпляр формы N 187 - "Извещение"
вместе с платежным поручением направляются в банк по месту открытия
беспроцентного депозитного счета не позднее срока, установленного пунктом 5
Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2297. Поступившие
в указанный банк извещения вместе с выпиской движения по беспроцентному
депозитному счету передаются в органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые оформляют
содержащуюся в извещениях информацию в соответствующем реестре. Первый
экземпляр формы N 187 - "Поручение вкладчика" приобщается учреждением
Сберегательного банка Российской Федерации к документам по вкладу. Второй
экземпляр формы N 187 выдается вкладчику. При этом "Извещение"
представляется им в бухгалтерию жилищно-коммунального хозяйства по месту
прописки.
Важно в целом иметь
в виду, что разница в оплате коммунальных и жилищных услуг исходя из тарифов
(расценок), действующих на момент оплаты, и тарифов (расценок) по состоянию на
1 ноября 1993 г. должна производиться за счет средств беспроцентного
депозитного счета, формируемого в разовом порядке в объеме полных сумм
единовременных компенсаций вкладчиков - жителей региона, изъявивших желание
воспользоваться льготами.
* * *
Данные методические указания носят
рекомендательный характер и не могут рассматриваться в качестве нормы, обязательной к исполнению.