МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 октября 2007 г. N ММ-6-08/792@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА
МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2
Федеральная
налоговая служба с учетом разъяснений положений статьи 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации, изложенных в письме Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138, направляет для сведения и использования в работе письмо
Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2, не
являющееся нормативным правовым актом и содержащее позицию Минфина России по
вопросу налогообложения доходов, полученных бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и
переданного им в оперативное управление, а также по вопросу обращения взыскания
налога с бюджетных счетов в банках.
М.П.МОКРЕЦОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2007 г. N 03-02-07/2-162/2
Министерство
финансов Российской Федерации направляет для руководства и использования в
работе копию письма от 25 сентября 2007 г. N 03-02-07/2-162/1 (не приводится),
подготовленного в связи с неоднократными обращениями Всероссийского института
научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН) с
просьбой отложить обеспечительные меры, применяемые ИФНС России N 43 по г.
Москве в отношении ВИНИТИ РАН, а также взыскание налога на прибыль организаций, начисленного за 2004 -
2005 годы по доходу, полученному от сдачи в аренду недвижимого имущества,
находящегося в федеральной собственности, до рассмотрения дела по существу и
решения данного вопроса в установленном порядке, а также до разработки во исполнение
поручения Правительства Российской Федерации от 8 июня 2007 г. N АЖ-П13-2770
механизма, обеспечивающего реализацию положений бюджетного законодательства
Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах в части
налогообложения доходов, получаемых бюджетными учреждениями от сдачи в аренду
имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в
оперативное управление.
Вместе с тем полагаем необходимым
обратить внимание на следующее.
Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внесены принципиальные изменения в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении
обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах
Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение
лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и
штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей. Такие меры в отношении организаций, которым открыты лицевые счета,
могут применяться только в судебном порядке.
Указанным Федеральным законом были
исключены из статьи 46 Кодекса положения о недопустимости обращения взыскания
налога с бюджетных счетов в банках (пункт 5 статьи 46 Кодекса в редакции до
вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ).
Одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8)
Кодекса внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при
наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в
судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является
исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46
- 48 Кодекса.
Поскольку в
отношении организаций, которым открыты лицевые счета в силу пункта 2 статьи 45
Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только
в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов
не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в
порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса.
В случае неуплаты или неполной уплаты
налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями
налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании
недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1
статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105
Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые
счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством
Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.
Исполнение судебных актов,
предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по
денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в
соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно
разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному
арбитражным судам в связи с возникшими в судебной практике вопросами,
касающимися рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании сумм обязательных
платежей и санкций с бюджетных учреждений, а также дел о привлечении данных
организаций к административной ответственности (пункт 1 Постановления от 17 мая
2007 г. N 31), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и
штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям
установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по
решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45
Кодекса.
Кроме того, сообщается, что в
Министерстве в настоящее время разрабатывается механизм, обеспечивающий
реализацию положений бюджетного законодательства Российской Федерации и
законодательства о налогах и сборах в части налогообложения доходов, получаемых
бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности и переданного им в оперативное управление. Впредь до разработки
такого механизма затруднено исполнение бюджетными учреждениями самостоятельно
своей обязанности по уплате налога на прибыль организаций по указанным доходам.
Налоговые органы, действуя в пределах
своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и
иными федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32
Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом
соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в
пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2
статьи 33 Кодекса).
Просьба обеспечить доведение позиции
Министерства по вышеуказанным вопросам до сведения территориальных налоговых
органов, а также принять меры, направленные на обеспечение соблюдения
должностными лицами налоговых органов норм Налогового кодекса Российской
Федерации и иных федеральных законов.
С.Д.ШАТАЛОВ