МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 марта 1994 г. N 01-10/4-408
Законом Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" предусмотрено освобождение от уплаты
указанного налога экспортируемых услуг. Однако действующая Инструкция
Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" четкого толкования по критериям отнесения оказываемых
предприятиями и организациями услуг к экспортируемым
не дает. На запросы же отдельных плательщиков по этому вопросу Госналогслужбой
РФ давались противоречивые разъяснения.
В связи с этим, руководствуясь указанной
выше нормой Закона, в 1992 - 1993 годах по ряду предприятий связи НДС по
услугам международной связи, оказываемым на территории Российской Федерации за
иностранную валюту предприятиям, учреждениям и организациям, не взимался.
Однако Законом "О налоге на
добавленную стоимость" установлено, что объектами налогообложения по этому
налогу являются обороты по реализации на территории Российской Федерации
товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Поэтому для целей налогообложения
услуга может считаться экспортированной, только если такая услуга фактически
осуществляется (потребляется) за пределами границ Российской Федерации (стран -
членов Содружества Независимых Государств). При этом ее продавцом является
российское юридическое лицо, а покупателем - иностранные юридические и
физические лица. С этих позиций услуги международной связи (включая телефонную
и почтовую), фактически оказываемые на территории Российской Федерации, не
могут рассматриваться как услуги, освобождаемые от уплаты НДС. Поэтому
налоговые органы на местах предъявляют предприятиям связи, не взимавшим до
настоящего времени этот налог по услугам международной связи, требования по
уплате НДС, а также связанных с этим штрафных санкций за весь период, начиная с
1 января 1992 года.
Учитывая, что
неуплата НДС по указанным услугам произошла в определенной степени по причинам,
независящим от предприятий связи, а также то, что удовлетворение указанных
требований приведет к банкротству таких предприятий, Министерство финансов РФ
считает возможным в тех случаях, когда НДС по услугам международной связи не
взимался, освободить указанные предприятия от уплаты этого налога с истекшими
сроками платежа, а также от взимания штрафных
санкций.
Что касается
взимания НДС по услугам международной связи впредь, то, с учетом специфики этой
деятельности, считали бы возможным установить порядок, в соответствии с которым
из сумм НДС, оплаченных за услуги международной связи, подлежащих внесению в
бюджет, исключались бы суммы этого налога, относящиеся к требованиям,
предъявленным иностранными администрациями связи и иностранными партнерами по
аренде международных каналов связи и оплатой услуг международной почтовой связи.
В случае согласия Правительства
Российской Федерации необходимые указания по реализации этих предложений могли
бы быть оперативно доведены Минфином РФ, Госналогслужбой РФ и Минсвязи РФ до
налоговых, финансовых органов и заинтересованных предприятий связи.
С Госналогслужбой РФ (Зверховским
В.А.) и Минсвязи РФ (Болдиным В.Н.) согласовано.
Первый заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.П.ВАВИЛОВ