МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 4 мая 2008 г. N ШС-6-3/330
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная
налоговая служба направляет для сведения письма Министерства финансов
Российской Федерации от 14.03.2008 N 03-05-04-02/18 по вопросу уплаты
земельного налога учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении
Минобороны России, МВД России и МЧС России, и от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12 о
направлении письма Департамента имущественных и земельных отношений, экономики
природопользования Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840 о принципах
при рассмотрении вопросов о признании
земельного участка изъятым из оборота или ограниченным
в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации.
Доведите указанные письма до нижестоящих
налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 марта 2008 г. N 03-05-04-02/18
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении Минобороны России,
МВД России и МЧС России, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2
статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс)
не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки,
изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень таких земельных участков определен в пункте 4 статьи 27 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Кроме того, пунктом 2 статьи 389
Налогового кодекса установлено, что не признаются объектом налогообложения
некоторые категории земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Перечень ограниченных в обороте
земельных участков установлен пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса, которым
определено, что ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности.
Налоговым кодексом к ним отнесены, в
частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 3 пункта 2 статьи 389
Налогового кодекса).
Согласно статье 27 Земельного кодекса
оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и
земельным законодательством. Содержание ограничения оборота земельных участков
устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами. При этом
установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не
могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок,
предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к
землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за
исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, вопрос применения пункта 2
статьи 389 Налогового кодекса в отношении не признаваемых объектом
налогообложения земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в
соответствии с законодательством Российской Федерации, напрямую связан с
применением норм Земельного кодекса.
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 187 "Вопросы
Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации"
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере земельных отношений и
территориального зонирования.
Таким образом, вопросы применения
Земельного кодекса в части признания земель ограниченными в обороте либо
изъятыми из оборота находятся в компетенции Минэкономразвития России.
Минэкономразвития
России на запрос Минфина России по вопросу о признании земельного участка
изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений
пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса было дано разъяснение письмом от
13.03.2007 N Д08-840 о принципах исключения земельных участков из объектов
налогообложения по земельному налогу, которое для руководства и использования в
работе направлено в адрес ФНС России письмом
Минфина России от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 марта 2007 г. N 03-05-05-02/12
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики направляет для руководства и
использования в работе копию письма Департамента имущественных и земельных
отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России от 13.03.2007
N Д08-840 о принципах при рассмотрении вопросов о признании земельного участка
изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений
пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента
С.В.РАЗГУЛИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2007 г. N Д08-840
О ПРИНЦИПАХ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ИЗ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ
В соответствии с
письмом Минфина России о разъяснении применяемых принципов при рассмотрении
вопросов о признании земельного участка
изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений
пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент
имущественных и земельных отношений, экономики природопользования
Минэкономразвития России сообщает.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса
Российской Федерации установлено, что не признаются объектом налогообложения по
земельному налогу:
земельные участки, изъятые из оборота в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
земельные участки,
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,
которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской
Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия,
историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
земельные участки, ограниченные в обороте
в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для
обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
земельные участки из состава земель
лесного фонда;
земельные участки, ограниченные в обороте
в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в
государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Характеристика земельного участка как
изъятого из оборота определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 27
Земельного кодекса Российской Федерации исходя из того, что на земельном участке
расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне
подпунктов 1 - 10 указанного пункта. Таким образом, в указанном случае не имеет
значения категория земельного участка, его целевое назначение. В целях
исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно
подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность
Российской Федерации на праве собственности.
Что касается земельных участков,
ограниченных в обороте, то их исключение из объектов налогообложения по
земельному налогу связано с категорией земель, целевым назначением, а также
имеющимися на них объектами.
Необходимо отметить, что подпункты 2 и 4
пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации совпадают по
содержанию с подпунктами 2 и 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской
Федерации. Соответственно для исключения земельного участка из объектов
налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к
категории земель лесного фонда либо нахождение на нем особо ценного объекта
культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в
Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта
археологического наследия.
В отношении
земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством
Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и
таможенных нужд, сообщаем, что в этом случае важным является разрешенное
использование земельного участка либо его фактическое использование для
обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об
обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской
Федерации. При этом земельный участок должен
находиться в государственной или муниципальной собственности. В связи с тем,
что деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела может
осуществляться только строго определенным указанными законами кругом лиц,
важным элементом является принадлежность земельного участка соответствующему
лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Также в части земельных участков, занятых
находящимися в государственной собственности объектами водного фонда,
необходимо установить категорию земельного участка, а также форму собственности
на водный объект.
Директор
Департамента имущественных
и земельных отношений,
экономики природопользования
И.Н.ГРЕЧУХИН