МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 мая 2008 г. N ШС-6-3/367@
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Федеральная налоговая служба направляет
для использования в работе письма Минфина России от 17.04.2008 N 03-05-04-01/15
"О применении налогового законодательства" и от 21.04.2008 N
03-05-04-01/19 "О порядке исчисления налога на имущество физических лиц в
отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной
собственности".
Управлениям ФНС России по субъектам
Российской Федерации поручается довести указанные письма Минфина России до
нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2008 г. N 03-05-04-01/19
В Министерстве финансов Российской
Федерации рассмотрено письмо о порядке исчисления налога на имущество
физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой
собственности и (или) общей совместной собственности, и сообщается следующее.
В связи с
вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О
налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон), устанавливающий
порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской
Федерации, действует в части, не противоречащей части первой Кодекса (статья 7
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса
Российской Федерации").
В соответствии со статьей 19 Кодекса
налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых
в соответствии с Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о
соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса)
возложена обязанность уплачивать налоги.
На основании статьи 45 Кодекса
налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога,
если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона налогоплательщиками
налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники
имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом,
если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей
долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении
этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в
этом имуществе.
В случае, если
имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной
собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по
исполнению налогового обязательства.
Таким образом, по общему правилу
обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого
собственника имущества.
Объектом налогообложения по налогу на
имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные
строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона).
В соответствии с
пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Закона, а также учитывая, что Законом
не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности
на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена
инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения
(определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 493-О). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц
устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов
налогообложения, указанных в статье 2 Закона.
На основании изложенного полагаем, что
сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в
общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких
физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из
инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки,
соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.
В случае, если
на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется
несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой
собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на
имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется
налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех
объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей
совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки,
соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов
недвижимости.
Если же на
территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два
объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой
собственности, а другой - на праве общей совместной собственности, сумма налога
на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости должна
исчисляться налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной
стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика (т.е.
суммы инвентаризационной стоимости объекта
недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, и инвентаризационной
стоимости имущества, находящегося в общей совместной собственности), и
налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости таких
объектов недвижимости.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона за
строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности
нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно
его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная
налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате
налогоплательщиком на основании налогового уведомления, по мнению Минфина
России, должна определяться пропорционально доле налогоплательщика в имуществе,
находящемся в общей долевой собственности.
Сумма налога на имущество физических лиц,
подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении
имущества, находящегося в общей совместной собственности, должна определяться
исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации
равенства долей каждого из собственников в праве собственности.
Учитывая неоднозначную практику
исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в
отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной
собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок
исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008
года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды
не производятся.
С.Д.ШАТАЛОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2008 г. N 03-05-04-01/15
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о применении
законодательства о налогах и сборах и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4
Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"
налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности,
пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном
пенсионным законодательством Российской Федерации.
Судьи имеют право на государственное
пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня
1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"
предусмотрена особенность государственного пенсионного обеспечения судей, пребывающих
в отставке и достигших пенсионного возраста (55 лет - мужчины, 50 лет -
женщины), заключающаяся в предоставленном им праве выбора получения пенсии на
общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного
содержания. Указанным пунктом установлено, что пребывающему в отставке
судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье,
имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его
выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное
пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы
работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье,
имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55
(для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется
пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
Поскольку в силу
законодательства Российской Федерации государственное социальное обеспечение
судей осуществляется, в частности, посредством выплаты им пенсии на общих
основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания
вместо пенсии, полагаем, что на судей, пребывающих в отставке, достигших
соответствующего пенсионного возраста и получающих не облагаемое налогом
ежемесячное пожизненное содержание вместо пенсии, распространяется пункт 2
статьи 4 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".
По вопросу о
пересмотре неправильно произведенного налогообложения по транспортному и
земельному налогам будет сообщено дополнительно.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН