МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 июня 2008 г. N ШС-6-3/439
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.05.2008 N
03-05-04-02/33 по вопросу уплаты земельного налога учреждениями, находящимися в
ведомственном подчинении Минобороны России, МВД России и МЧС России.
Доведите указанное письмо до нижестоящих
налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 мая 2008 г. N 03-05-04-02/33
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении Минобороны России,
МВД России и МЧС России, и сообщает следующее.
На основании статьи 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2
статьи 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения по земельному налогу
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством
Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и
таможенных нужд.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27
Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в
государственной или муниципальной собственности
следующие земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и
безопасности.
Согласно разъяснениям
Минэкономразвития России, изложенным в письме от 13.03.2007 N Д08-840, при
рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для
обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в
обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным
является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое
использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными
законами "Об обороне", "О безопасности".
Однако данные разъяснения не позволяют
однозначно судить о том, являются ли учреждения, находящиеся в ведомственном
подчинении Минобороны России, МВД России и МЧС России, налогоплательщиками
земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков.
Вместе с тем, как
показывает судебно-арбитражная практика (Постановления Федерального
Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2008 N Ф08-697/08-246А,
Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 06.03.2008 N
А66-6534/2007, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
12.03.2008 N 3450/08 и др.) организации санаторно-курортных комплексов,
лечебно-профилактические, оздоровительные и учебные учреждения,
подведомственные Минобороны России и МВД России, не признаются
налогоплательщиками земельного налога в отношении принадлежащих данным организациям земельных
участков.
Вынесение судами
решения о непризнании вышеуказанных организаций налогоплательщиками земельного
налога основывалось на положениях Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ
"Об обороне" и Федерального закона от 5 марта 1992 г. N 2446-1
"О безопасности", а также положениях о Министерстве обороны
Российской Федерации, о Министерстве внутренних дел Российской Федерации,
утвержденные Указами Президента Российской Федерации соответственно от
16.08.2004 N 1082 и от 19.07.2004 N
927, на основании которых делался вывод о ведомственной принадлежности этих
организаций к Минобороны России или МВД России и о создании данных организаций
в целях реализации задач, стоящих перед этими федеральными органами
исполнительной власти.
Учитывая изложенное, полагаем, что при
рассмотрении вопроса о признании налогоплательщиками земельного налога
учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Минобороны России, МВД
России и МЧС России следует руководствоваться Налоговым кодексом Российской
Федерации с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН