МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 сентября 2008 г. N ММ-6-8/641@
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ
Федеральная
налоговая служба в рамках осуществления функций уполномоченного органа
сталкивается с многочисленными фактами ненаправления
материалов, позволяющих предполагать совершение правонарушений, содержащих
признаки преступления в экономической сфере, в прокуратуру и органы внутренних
дел и в этой связи, с целью защиты интересов Российской Федерации как кредитора
в делах и процедурах банкротств, а также обеспечения эффективности
взаимодействия налоговых органов с органами прокуратуры и органами внутренних дел, доводит следующее.
1. Налоговые органы при выявлении
обстоятельств, позволяющих предполагать совершение правонарушения, содержащего
признаки преступления, предусмотренного статьями 195, 196, 197 Уголовного
кодекса Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных
обстоятельств направляют материалы в органы прокуратуры и в органы внутренних
дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы направляются с
сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа.
Моментом выявления правонарушения,
позволяющим предполагать совершение нарушения законодательства, содержащего
признаки преступления, является поступление в налоговый орган информации о
выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение правонарушения,
содержащего признаки преступления, предусмотренного статьями 195, 196, 197
Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 195, 196, 197 Уголовного
кодекса Российской Федерации признаками преступления при совершении нарушения
законодательства, соответственно, являются:
а) сокрытие
имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об
имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе,
имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во
владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие,
уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих
экономическую деятельность юридического лица или индивидуального
предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб.
Неправомерное удовлетворение
имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника -
юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем
(участником) либо индивидуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим
кредиторам, если это действие совершено при наличии признаков банкротства и
причинило крупный ущерб;
б) совершение руководителем или
учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем
действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или
индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб;
в) заведомо ложное публичное объявление
руководителем или учредителем (участником) юридического лица о
несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным
предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный
ущерб.
2. При выявлении в ходе
процедур банкротства обстоятельств, позволяющих предполагать совершение
нарушения законодательства, содержащего признаки преступления, предусмотренные
статьей 195 Уголовного кодекса Российской Федерации, налоговыми органами в
состав материалов, передаваемых в органы прокуратуры и в органы внутренних дел,
включаются следующие документы:
копии учредительных документов должника;
копия акта выездной налоговой проверки с
приложениями, в случае проведения выездной налоговой проверки;
заверенные копии бухгалтерских балансов
за период нахождения предприятия-должника в процедурах банкротства;
копии приказов о назначении на должность
лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в
проверяемом периоде;
копии договоров купли-продажи имущества,
имеющегося у предприятия-должника, а также другие документы, подтверждающие
сделки с имуществом;
копии актов приема-передачи имущества и
земельных участков;
копии документов, содержащих отчет об
оценке имущества предприятия-должника;
копии документов,
на основании которых можно сделать вывод о сокрытии имущества, имущественных
прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере,
местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или
имущественных обязанностях, передаче имущества во владение иным лицам,
отчуждении или уничтожении имущества, а равно сокрытии, уничтожении,
фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов;
копии документов, на основании которых
можно сделать вывод о неправомерном удовлетворении имущественных требований
отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим
кредиторам;
копии пояснений должностных лиц
организации по фактам нарушений действующего законодательства;
справка, основанная на анализе вышеуказанных
документов, содержащая информацию о неправомерных действиях при банкротстве.
3. При выявлении в ходе
подготовки документов для инициирования процедуры банкротства, а также в
процедурах банкротства обстоятельств, позволяющих предполагать совершение
нарушения законодательства, содержащего признаки преступления, предусмотренные
статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации, налоговыми органами в
состав материалов, передаваемых в органы прокуратуры и органы внутренних дел,
включаются документы, указанные в абзацах 2, 4, 5, 6, 7, 10 пункта 2, а также:
копии документов, содержащих сведения об
основаниях возникновения задолженности предприятия-должника;
заверенные копии бухгалтерских балансов
предприятия-должника за последние три года;
копии договоров по переуступке права
требования дебиторской и кредиторской задолженности (при их наличии);
копии договоров купли-продажи векселей,
акты приема-передачи векселей (при их наличии);
копии бухгалтерских документов,
подтверждающих осуществление перечисления денежных средств в
виде займа с банковского счета предприятия-должника (при их наличии);
копии договоров подряда и субподряда на
проведение работ (при их наличии);
сведения об аффилированных лицах
должника;
справка, основанная на анализе
вышеуказанных документов, содержащая информацию о действиях, в результате
которых предприятие оказалось не в состоянии продолжать осуществление основной
производственно-хозяйственной деятельности и выполнять свои обязательства перед
кредиторами.
4. При выявлении в ходе
подготовки документов для инициирования процедуры банкротства, а также в
процедурах банкротства обстоятельств, позволяющих предполагать совершение
нарушения законодательства, содержащего признаки преступления, предусмотренные
статьей 197 Уголовного кодекса Российской Федерации, налоговыми органами в
состав материалов, передаваемых в органы прокуратуры и органы внутренних дел,
включаются документы, указанные в пунктах 2 и 3, а также:
справка, основанная на анализе
вышеуказанных документов, содержащая информацию о том, действительно ли должник
не может удовлетворить требования своих кредиторов.
5. Налоговые органы при оформлении
материалов, подлежащих передаче в органы внутренних дел, должны строго
руководствоваться пунктами 2, 3, 4 настоящего письма.
При этом копии документов, указанных в
названных пунктах, заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа и скрепляются печатью.
Передача материалов о нарушениях
законодательства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну,
осуществляется в соответствии с требованиями статей 16 и 17 Закона Российской
Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Передача материалов о нарушениях
законодательства, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну,
осуществляется в соответствии с требованиями статьи 102 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Налоговые органы представляют
дополнительную информацию по переданным ранее материалам на основании
письменных запросов органов внутренних дел.
В случае вынесения органами прокуратуры и
органами внутренних дел решения об отказе в возбуждении уголовного дела,
приостановлении либо прекращении производства по уголовному делу налоговые
органы в установленном законом порядке должны обжаловать данное решение.
В случае непредставления органами
прокуратуры и органами внутренних дел информации о результатах рассмотрения
материалов необходимо принимать исчерпывающие меры к получению соответствующей
информации.
М.П.МОКРЕЦОВ