МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 08-00-02-89
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
N 42-7.1-15/9.2-423
ПИСЬМО
от 17 сентября 2008 года
Министерство
финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в связи с отсутствием
единообразия в судебной практике по делам о взыскании с главных распорядителей
средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности за счет казны
публично-правового образования и иным искам о взыскании денежных средств за
счет казны Российской Федерации, в связи с многочисленными обращениями
территориальных органов Федерального казначейства по вопросу исполнения
подобных исполнительных документов, в целях
недопущения нарушения прав взыскателей и уклонений бюджетных учреждений от
ответственности по своим денежным обязательствам сообщает следующее.
В соответствии со
статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные акты по искам к
публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными
действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а
также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны
публично-правового образования, за исключением судебных актов о взыскании
денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей
средств бюджета, направляются для исполнения в
финансовый орган публично-правового образования.
Судебные акты,
предусматривающие взыскание денежных средств с главных распорядителей средств
соответствующего бюджета в порядке субсидиарной ответственности, в соответствии
с пунктом 10 статьи 242.3, пунктом 9 статьи 242.4 и пунктом 9 статьи 242.5
Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат направлению для исполнения в
орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета лицевого счета
получателя средств соответствующего бюджета.
Ввиду изложенного
формулировка в резолютивной части судебного акта, одновременно
предусматривающая взыскание денежных средств с главного распорядителя средств
соответствующего бюджета "в порядке субсидиарной ответственности" и
"за счет казны" противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации
и затрудняет определение органа, организующего исполнение данного судебного акта.
Во избежание
правовой неопределенности, влекущей нарушение прав взыскателя либо
способствующих уклонению бюджетного учреждения от ответственности по своим
денежным обязательствам, в случае участия представителей органов Федерального
казначейства в судебных заседаниях по делам о взыскании денежных средств с
главных распорядителей средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности,
а также с федеральных бюджетных учреждений по денежным обязательствам данных
учреждений, необходимо не допускать применения судами формулировок "за счет казны" и иных формулировок,
препятствующих организации исполнения судебного акта органом Федерального
казначейства.
Порядок исполнения поступающих в органы
Федерального казначейства исполнительных документов, выданных на основании
судебных актов, мотивировочная или резолютивная часть которых предусматривает
взыскание денежных средств в порядке субсидиарной
ответственности с главного распорядителя средств соответствующего бюджета за
счет казны, регламентирован статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса
Российской Федерации соответственно.
При участии
представителей органов Федерального казначейства в судебных заседаниях по
гражданским (арбитражным) делам по искам физических (юридических) лиц о
возмещении федеральными бюджетными учреждениями убытков, вытекающих из
гражданско-правовых обязательств, трудовых правоотношений, необходимо давать
пояснения судебным органам, что данные обязательства являются денежными
обязательствами бюджетного учреждения и подлежат взысканию непосредственно с
должника, а не "за счет казны Российской Федерации".
Подобные же разъяснения необходимы по
делам о возврате администраторами доходов бюджета излишне уплаченных
(взысканных) налогов, платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за
несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на
излишне взысканные суммы.
В силу
установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий администратор
доходов бюджета вправе самостоятельно принять решение о возврате либо
осуществляет возврат на основании судебного акта в соответствии с Федеральным
законом "Об исполнительном производстве" - в случае обязания его судом осуществить возврат и в соответствии со
статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в случае взыскания
судом денежных средств с соответствующего администратора доходов бюджета.
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е.АРТЮХИН