МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 октября 2008 г. N ШС-6-3/783@
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49 по вопросу об определении доли в праве общей долевой собственности
на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения.
Доведите указанное письмо до нижестоящих
налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 августа 2008 г. N 03-05-04-02/49
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что позиция
Департамента по вопросу об определении доли в праве общей долевой собственности
на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения была
направлена в ФНС России письмом от 27 марта 2007 г. N 03-05-05-02/17.
Одновременно сообщаем, что в адрес
Администрации г. Зеи Амурской области Департаментом
были направлены разъяснения по вопросу о налогообложении земельным налогом
земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также о
предоставлении информации, необходимой для исчисления земельного налога,
письмом от 2 июня 2008 г. N 03-05-04-02/36 (копия прилагается).
Заместитель директора Департамента
С.В.РАЗГУЛИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2008 г. N 03-05-04-02/36
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о налогообложении
земельным налогом земельных участков, на которых расположены многоквартирные
дома, а также о предоставлении информации, необходимой для исчисления земельного
налога, и сообщает следующее.
В соответствии со
статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении
в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и
иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который
сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в
отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность
собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если
земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в
состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или
органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка,
на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка
и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на
котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем
необходимо отметить, что основания прекращения права собственности на земельные
участки предусмотрены в статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации, к
числу которых отнесены отчуждение собственником своего земельного участка
другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный участок,
принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке,
предусмотренном гражданским законодательством.
Таким образом, изменение жилищного
законодательства не влечет автоматического прекращения права государственной
или муниципальной собственности на земельный участок путем его перехода в общую
долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, положения статьи 16
Федерального закона N 189-ФЗ содержат лишь условия перехода земельного участка,
на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не
определяют порядок такого перехода, в связи с чем
полагаем, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность
собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего
(заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.
На основании статей 28 и 29 Земельного
кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам
земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, осуществляется за плату на основании решения исполнительных
органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих
правом предоставления соответствующих земельных участков. Вместе с тем в
случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными
законами (в частности, статьей 16 Федерального закона N 189-ФЗ) и законами
субъектов Российской Федерации, предоставление земельных участков в
собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно.
Учитывая изложенное,
а также принимая во внимание сложившуюся судебно-арбитражную практику
(например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
19.10.2007 N 10248/07), полагаем, что для оформления земельно-правовых
отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности и на котором расположен многоквартирный дом, в
общую долевую собственность собственников помещений необходимо издание
соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.
По вопросу о налогообложении земельных
участков, на которых расположены многоквартирные дома, необходимо отметить
следующее.
В соответствии со статьей 388 главы 31
"Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации
и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения. При этом налогоплательщиками не признаются организации и физические
лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных им по договору аренды.
На основании пункта 1 статьи 392
Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в
общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков,
являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле
в общей долевой собственности.
Доля в праве общей собственности на общее
имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме
пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения)
или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах
одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним
права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно Правилам
ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок
с ним (далее - Правила), утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, при регистрации в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) права общей
долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав
общего имущества в многоквартирном доме, в графе
"Доля" указывается размер доли в праве общей долевой собственности на
них, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме, согласно
сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер
доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном
доме, в графу "Доля" вносятся слова "доля в праве общей долевой
собственности пропорциональна размеру общей площади", далее указываются
сведения о помещении, принадлежащем собственнику (участнику общей долевой
собственности), в соответствии с пунктами 28 и 29 Правил.
При регистрации права общей долевой
собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего
имущества в многоквартирном доме, в графе "Правообладатель"
указываются предусмотренные пунктом 18 Правил данные о собственниках помещений
в многоквартирном доме.
На основании пункта 4 статьи 85
Налогового кодекса содержащаяся в ЕГРП информация о долях в праве общей долевой
собственности на общее имущество в многоквартирном доме и их правообладателях
должна передаваться в налоговые органы.
Сумма земельного налога, подлежащая
уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами,
исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса).
На основании
изданного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4
декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической
инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства"
совместному Приказу Государственного комитета Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам от 28 февраля 2001 года N 36, БГ-3-08/67 "Об
утверждении порядка представления
уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы
сведений об объектах недвижимого имущества" в налоговые органы
представляется информация об объекте недвижимого имущества, признаваемом
объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а также об
объекте недвижимого имущества, находящемся во владении юридического лица на
праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Федеральном
агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418, Роснедвижимость осуществляет ведение государственного
технического учета объектов капитального строительства и предоставление
заинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства.
Приказом
Минэкономразвития России от 8 сентября 2006 г. N 268 утверждены Правила ведения
Единого государственного реестра объектов капитального строительства, согласно
которым источниками формирования реестра являются, в частности, технические
паспорта, оформленные организациями технического учета и технической
инвентаризации объектов капитального строительства (далее - ОТИ) по результатам
технического учета и технической инвентаризации объектов учета, сведения и
документы, полученные в результате инвентаризации учетно-технической
документации, входящей в состав архивного
фонда Российской Федерации, находящейся в пользовании ОТИ.
Согласно указанным Правилам для внесения
в реестр сведений об объектах учета ОТИ предоставляет в соответствующее
управление Роснедвижимости или его подразделение
технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3-х экземплярах и в
электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного
обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.
Одновременно сообщаем, что указанные
разъяснения направлены в адрес ФНС России письмом Минфина от 27 марта 2007 г. N
03-05-05-02/17.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН