МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 декабря 2008 г. N ШС-6-3/935@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 02.12.2008 N
03-05-04-02/71 по вопросам о порядке и сроках исчисления налоговыми органами
транспортного и земельного налогов, направления соответствующих налоговых
уведомлений физическим лицам, а также о порядке пересмотра неправильно
произведенного налогообложения.
Управлениям ФНС России по субъектам
Российской Федерации поручается довести указанное письмо Минфина России до
нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 декабря 2008 г. N 03-05-04-02/71
В Министерстве финансов Российской
Федерации рассмотрено письмо по вопросам о порядке и сроках исчисления
налоговыми органами транспортного и земельного налогов, направления
соответствующих налоговых уведомлений физическим лицам, а также о порядке
пересмотра неправильно произведенного налогообложения и сообщается следующее.
Статьей 52
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в
случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый
орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган
направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть
указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок
уплаты налога.
Налоговые органы в случаях, предусмотренных
Кодексом, исчисляют налоговую базу на основе имеющихся у них данных по итогам
каждого налогового периода (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
Сумма транспортного
налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами,
исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 362 Кодекса налоговыми органами
на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами,
осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории
Российской Федерации. Пунктами
4 и 5 указанной статьи на органы, осуществляющие государственную регистрацию
транспортных средств, возложены обязанности сообщать в налоговые органы по
месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых
с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы
транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с
регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1
февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с этими
транспортными средствами изменениях, произошедших за предыдущий календарный
год.
Сумма земельного
налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами
(за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется в установленном
порядке налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Кодекса) на основании сведений,
которые представляются в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85
и пунктами 11 и 12 статьи 396 Кодекса органами, осуществляющими ведение
государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими
государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, а также органами муниципальных образований.
Таким образом,
Кодексом и другими федеральными законами обеспечено своевременное представление
указанными государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых
для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления
налоговыми органами транспортного и земельного налогов, подлежащих уплате
физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для
своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим
налогоплательщикам, т.е. не позднее 30 рабочих дней до наступления срока
платежа. Конкретные сроки уплаты транспортного
налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3
статьи 363 Кодекса), сроки уплаты земельного налога устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
(пункты 1 и 4 статьи 397 Кодекса).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Кодекса
обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии
оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и
сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на
налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о
налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Пунктом 4 статьи 57 Кодекса установлено,
что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом,
обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового
уведомления.
В силу пунктов 6 и 8 статьи 58 Кодекса
налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного
месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный
период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом
налоговом уведомлении.
Следовательно, до дня получения указанным
физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу (земельному
налогу) у него не возникает обязанность по уплате этого налога.
Конституционный Суд
Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов
осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких
конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных
правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание
баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов
гражданско-правовых отношений (Постановления и определения от 27.04.2001 N 7-П,
от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из
элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Кодекса)
предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения
(публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение
справедливого баланса публичных и частных интересов.
Однако Кодексом не установлены порядок и
сроки перерасчета сумм транспортного и земельного налогов, неправильно
исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе
имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате
налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а
также порядок и сроки привлечения к уплате указанных налогов таких
налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этих налогов при
наличии у налоговых органов сведений о соответствующих объектах
налогообложения.
Установленный пунктами 10 и 11 статьи 5
Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"
срок давности (не более чем за три предыдущих года) привлечения к уплате
соответствующего налога физических лиц, своевременно не привлеченных к уплате
этого налога, либо пересмотра неправильно произведенного налогообложения не
распространяется на другие налоги. Вместе с тем пунктом 7 указанной статьи
предусмотрен перерасчет суммы соответствующих налогов, который производится не
более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика в случае
несвоевременного его обращения за предоставлением льготы по уплате этих
налогов.
Налогоплательщики имеют право на
своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов (подпункт 5
пункта 1 статьи 21 Кодекса), а налоговые органы обязаны принимать решения о
возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, а также
осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном
Кодексом (подпункт 7 статьи 32 Кодекса). Заявление о зачете или о возврате суммы
излишне уплаченного налога может быть подано на основании пункта 7 статьи 78
Кодекса в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Следовательно, в случае, если
неправильное исчисление налоговым органом транспортного налога или земельного
налога повлекло излишнюю уплату налога налогоплательщиком - физическим лицом на
основании налогового уведомления, налоговым органом должен быть произведен
соответствующий перерасчет, а сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету
(возврату) в порядке и сроки, установленные статьей 78 Кодекса.
В числе основных начал законодательства о
налогах и сборах (пункт 1 статьи 3 Кодекса) предусмотрена обязанность каждого
лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о
налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства
налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога.
Из вышеуказанных норм Кодекса следует,
что физические лица - налогоплательщики транспортного и земельного налогов
должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых
периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании
налоговых уведомлений, направляемых своевременно.
В целях обеспечения
дополнительной гарантии защиты прав физических лиц, своевременно не
привлеченных в нарушение установленного порядка к уплате транспортного или
земельного налога, представляется целесообразным внести в Кодекс изменения,
направленные на установление временных пределов привлечения указанных
физических лиц к уплате таких налогов, а также пересмотра неправильного
исчисления налоговыми органами налогов, повлекшего их доначисление. Полагаем, что установление временных пределов
привлечения налогоплательщиков к уплате налогов на основании налоговых
уведомлений обеспечивает стабильность и определенность публичных
правоотношений, является фактором, дисциплинирующим налоговые органы,
гарантирует своевременность исчисления и уплаты указанных налогов и направления
налогоплательщикам соответствующих налоговых уведомлений, а также сохранность
необходимой доказательной базы в случае возникновения спора по поводу
исчисления и уплаты таких налогов.
Впредь до
установления Кодексом указанных временных пределов представляется возможным
поддержать изложенную в рассматриваемом письме позицию об обеспечении
направления в кратчайшие сроки физическим лицам налоговых уведомлений об уплате
транспортного (земельного) налога при наличии соответствующего объекта налогообложения
за прошедшие налоговые периоды в случаях представления регистрирующими органами
в налоговые органы сведений, являющихся основаниями для исчисления этих
налогов, с нарушением установленных сроков. Обязанность налогоплательщика по уплате этого налога возникнет в силу
пункта 4 статьи 57 Кодекса не ранее даты получения налогового уведомления. При
этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня
получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для
уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункты 6 и 8 статьи 58
Кодекса).
Кроме того, представляется целесообразным
рекомендовать налоговым органам при принятии решений о перерасчете и
доначислении сумм транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных
налоговыми органами и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими
лицами на основании налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды,
руководствоваться сложившейся судебной практикой.
С.Д.ШАТАЛОВ