МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 января 2009 г. N ММ-22-3/53@
О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС УСЛУГ,
ОКАЗАННЫХ ТАМОЖЕННЫМ БРОКЕРОМ
Федеральная налоговая служба сообщает,
что по вопросу, касающемуся налогообложения налогом на добавленную стоимость
операций по реализации услуг, оказанных таможенным брокером, следует
руководствоваться следующим.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1
статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс)
таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции
от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которое возложена
обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в
соответствии с Таможенным кодексом.
Согласно положениям статьи 139
Таможенного кодекса таможенным брокером (представителем) может быть российское
юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей).
Отношения таможенного брокера
(представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на
договорной основе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи
143 Таможенного кодекса при совершении таможенных операций таможенный брокер
(представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает
таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во
взаимоотношениях с таможенными органами.
Гражданским законодательством Российской
Федерации предусмотрены ряд форм договорных отношений, когда одна сторона
обязуется совершить от имени и за счет другой стороны определенные юридические
действия - это договор поручения и агентский договор.
Так, в частности, согласно положениям
пункта 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Гражданский кодекс) в рамках договора поручения одна сторона (поверенный)
обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные
юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным,
возникают непосредственно у доверителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005
Гражданского кодекса по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за
вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и
иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет
принципала.
Таким образом, деятельность таможенного
брокера по совершению таможенных операций от имени и по поручению декларанта
(иного лица, на которое возложена обязанность или которому предоставлено право
совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом) согласно
нормам таможенного и гражданского законодательства носит характер
посреднической деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс)
налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится, в частности, при
реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и
реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Положение данного подпункта
распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок,
перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и
перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров,
выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными
предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном
транспорте), и иные подобные работы (услуги).
При этом к иным
работам (услугам), при реализации которых применяется налоговая ставка 0
процентов, относятся работы (услуги), подобные организации и сопровождению
перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке
и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров,
выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными
предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном
транспорте), и которые выполнены (оказаны) непосредственно в отношении товаров,
вывозимых за пределы территории Российской
Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1
статьи 164 Налогового кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов
производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с
перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим
международного таможенного транзита.
Таким образом, положениями подпунктов 2 и
3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса не предусмотрено применение налоговой
ставки 0 процентов в отношении операций по реализации посреднических услуг, в связи с чем на основании пункта 3 статьи 164 Налогового
кодекса реализация таких услуг, в частности, услуг по таможенному оформлению,
подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18
процентов.
С Министерством финансов Российской Федерации
согласовано (письмо Минфина России от 12.12.2008 N 03-07-15/184).
М.П.МОКРЕЦОВ