МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 февраля 2009 г. N 3-5-04/158@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРОЦЕНТНОГО ДОХОДА
Федеральная налоговая служба рассмотрела
обращение по вопросу, касающемуся порядка налогообложения процентного дохода,
полученного членом сельскохозяйственного кредитного потребительского
кооператива, и сообщает следующее.
Сельскохозяйственные кредитные потребительские
кооперативы являются одной из форм потребительских кооперативов,
предусмотренных Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О
сельскохозяйственной кооперации" (в редакции от 03.12.2008).
В соответствии со статьей 40.1 данного
Федерального закона в кредитном кооперативе должен быть создан фонд финансовой
взаимопомощи, являющийся источником займов, предоставляемых членам кредитного
кооператива. Фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части собственных
средств кредитного кооператива и средств, привлекаемых
в кредитный кооператив в форме займов, полученных от членов кооператива,
ассоциированных членов кооператива, кредитов кредитных и иных организаций. При
этом займы осуществляются только в денежной форме.
Размер процентов, выплачиваемых кредитным
кооперативом за использование средств, привлекаемых в форме займов, полученных
от своих членов и ассоциированных членов, определяется правлением кредитного
кооператива в соответствии с положением кредитного кооператива о займах,
утвержденным общим собранием членов кредитного кооператива. Сумма средств,
выплачиваемых кредитным кооперативом своим членам и ассоциированным членам в
виде процентов за получаемые от них займы, включается в сумму расходов
кредитного кооператива.
В соответствии с пунктом 1 статьи 208 и
подпунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) доход, полученный налогоплательщиком в налоговом периоде (календарном
году) в виде процентов, полученных от российской организации, признается
объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 224 Кодекса
налоговая ставка в отношении таких доходов устанавливается в размере 13
процентов. На основании пункта 3 статьи 210 Кодекса при определении налоговой
базы по суммам таких доходов, подлежащих налогообложению, налогоплательщик
вправе обратиться за получением полагающихся ему стандартных, социальных,
имущественных и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьями
218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Российские
организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик
получил доходы, признаются согласно статье 226 Кодекса налоговыми агентами, на
которых возложена обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и
уплатить исчисленную сумму налога в бюджет со всех доходов налогоплательщика,
источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в
отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со
статьями 214.1, 227 и 228
Кодекса.
Что касается положений статьи 214.2 и
пункта 27 статьи 217 Кодекса, то они предусматривают особенности определения
налоговой базы при получении налогоплательщиками доходов в виде процентов по
вкладам в банках и, следовательно, при налогообложении процентного дохода,
полученного налогоплательщиком - членом сельскохозяйственного кредитного
потребительского кооператива, применяться не могут.
Таким образом, доход, полученный
налогоплательщиком в налоговом периоде в виде процентов по договору займа от сельскохозяйственного
кредитного потребительского кооператива, подлежит налогообложению по ставке 13
процентов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН