МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2009 г. N 03-02-07/1-108
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об определении дат вступления в
силу и утраты силы приказов об утверждении форм деклараций и сообщает.
В силу пункта 5 статьи 5 Налогового
кодекса Российской Федерации положения о действии актов законодательства о
налогах и сборах во времени, предусмотренные данной статьей, распространяются
также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления.
Следовательно, по общему правилу,
нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной
власти вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их
официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода
по соответствующему налогу.
Исключения предусмотрены для случаев
вступления в силу актов, улучшающих положение налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их представителей. Такие акты могут иметь обратную
силу, если прямо предусматривают это.
При рассмотрении вопросов, связанных с
применением приказов об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) и
порядков их заполнения, следует принимать во внимание, что срок представления
деклараций (расчетов) определяется законодательством о налогах и сборах как
"не позднее установленного числа".
При этом согласно
пунктам 3 и 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в
налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового
агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным
форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с
Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налоговый орган не вправе отказать в принятии
налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком
сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и
обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового
агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату
ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе
либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту)
квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой
декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Уточненная налоговая декларация (расчет)
представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за
который вносятся соответствующие изменения (пункт 5 статьи 81 Кодекса).
Учитывая изложенное, со дня официального
опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов),
в которых указано на их вступление (применение) начиная с представления
декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период,
следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов).
Вместе с тем, надлежит принимать во
внимание, что представление в установленном порядке в налоговый орган по месту
учета налоговых деклараций (расчетов) является одной из обязанностей
налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса). В случае, если налогоплательщиком представлена декларация (расчет)
по форме, действующей на момент представления, на него не может быть возложена
обязанность по представлению декларации (расчета) по новой форме, акт об
утверждении которой опубликован в период представления декларации (расчета) и
действие которого распространено с начала указанного периода (за
соответствующий налоговый (отчетный) период).
Заместитель
директора Департамента
С.В.РАЗГУЛИН