МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 апреля 2009 г. N ШС-22-3/256@
О ПРИМЕНЕНИИ ПП. 29 П. 1 СТ. 264 НК РФ
В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
И ВВЕДЕНИЕМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Федеральная налоговая служба, в связи с
запросами налоговых органов в отношении введения системы саморегулирования в
отдельных сферах деятельности, по согласованию с Минфином России (письмо
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 27.03.2009 N
03-03-05/56) сообщает следующее.
Согласно Федеральному закону от
22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ) с 01.01.2009 в сфере строительства
вводится система саморегулирования, основанная на положениях Федерального
закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"
(далее - Закон N 315-ФЗ).
1. Принятые поправки отменяют систему
лицензирования в строительной деятельности, заменяя ее саморегулированием.
При этом,
Законом N 148-ФЗ предусмотрена необходимость переходного периода от
лицензирования к саморегулированию деятельности в строительной отрасли.
До 01.01.2010 осуществление
предпринимательской деятельности по инженерным изысканиям,
архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции,
капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается по выбору
исполнителя соответствующих видов работ на основании:
- лицензии, выданной в соответствии с
Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности";
- свидетельства о допуске к определенному
виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов
капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,
реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в
порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее -
Градостроительный кодекс).
Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного
кодекса установлено, что саморегулируемые организации - организации, созданные
в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих
инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих
строительство.
Таким образом, саморегулируемой
организацией признается основанная на членстве некоммерческая организация.
С 2010 года работы по инженерным
изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству,
реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,
оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, будут
осуществляться исключительно на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией.
Свидетельство о допуске к определенному
виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов
капитального строительства, выдается лицу, принятому в члены саморегулируемой
организации (пункт 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса).
Согласно статье 55.10 Градостроительного
кодекса общее собрание членов саморегулируемой организации устанавливает
размеры и порядок уплаты вступительного взноса, регулярных членских взносов и
взноса в компенсационный фонд.
Таким образом, согласно
Градостроительному кодексу, к осуществлению работ по инженерным изысканиям,
архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции,
капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние
на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации,
являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный
взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские
взносы.
В соответствии с
пунктом 40 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в
виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим
организациям и международным организациям, кроме указанных в подпунктах 29 и 30
пункта 1 статьи 264 НК РФ.
На основании
подпункта 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с
производством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные
платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов,
вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления
деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или
иных обязательных платежей.
Учитывая, что
уплата вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд, а также регулярных
членских взносов в саморегулируемую организацию является условием для получения
организацией допуска к осуществлению работ по инженерным изысканиям,
архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции,
капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние
на безопасность объектов капитального строительства, считаем, что указанные
платежи в целях налогообложения прибыли следует рассматривать в качестве прочих
расходов по подпункту 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
2. В отношении аккумулирования
саморегулируемыми организациями вступительного взноса, регулярных членских
взносов и взноса в компенсационный фонд сообщаем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК
РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые
поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К
таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в
виде вступительных и членских взносов, осуществленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. При этом
налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести
отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых
поступлений. Взносы в компенсационный фонд в указанном перечне не поименованы.
Вместе с тем, в соответствии со статьей
55.4 Градостроительного кодекса одним из требований к некоммерческой
организации, необходимым для приобретения статуса саморегулируемой организации,
является наличие компенсационного фонда.
При этом,
освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса
в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его
требований к саморегулируемой организации, не допускается (статья 55.16).
Учитывая, что
гражданское законодательство не содержит определения понятия
"вступительный взнос в саморегулируемую организацию", взнос в
компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым
условием принятия в члены саморегулируемой организации и направляемый на
формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым
образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном
Градостроительным кодексом, может рассматриваться для целей налогообложения
прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.07.2008 N
03-03-05/69.
Учитывая изложенное,
доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых членами
саморегулируемой организации, для целей налогообложения прибыли в составе
доходов данной саморегулируемой организации не учитываются.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН