МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 апреля 2009 г. N ШТ-22-2/299@
О РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ
ПРОВЕРОК, В ХОДЕ КОТОРЫХ НЕ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Федеральная налоговая служба по вопросу о
рассмотрении материалов выездной налоговой проверки по процедуре,
предусмотренной статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае,
если в ее ходе не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах,
сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по результатам
выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о
проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами
налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой
проверки.
Согласно пункту 3
указанной статьи Кодекса в акте налоговой проверки указываются, в частности,
документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и
сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, и выводы
и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи
Кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные
нарушения законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, акт выездной налоговой
проверки должен быть составлен как в случае выявления нарушений
законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1
Кодекса дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки
налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей
101 Кодекса.
Таким образом,
вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
предусматривается Кодексом только в случае выявления налогового нарушения, что
подтверждается также положениями статьи 101 Кодекса, в соответствии с которыми
акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой
были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также
представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по
указанному акту должны быть
рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа,
проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение
10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов
налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа
выносит итоговое решение: о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения.
Однако при условии отсутствия выявленных
в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и
сборах у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения,
предусмотренного статьей 101 Кодекса.
В указанных случаях
в течение 3 дней после составления Акта выездной налоговой проверки
руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя
руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна
содержать все сведения, фиксируемые в Справке о проведенной выездной налоговой
проверке (пункт 15 статьи 89 Кодекса), а также запись об отсутствии выявленных
в ходе проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства
о налогах и сборах. К
докладной записке прикладывается экземпляр Акта выездной налоговой проверки и
документы, послужившие основанием для включения плательщика в план выездных
налоговых проверок. Докладная записка подписывается должностным лицом
налогового органа, являющимся руководителем проверяющей группы, и визируется
начальником отдела, проводящего проверку. На основании резолюции руководителя
(заместителя руководителя) налогового органа на указанной докладной записке
вносятся соответствующие сведения в информационные ресурсы налоговых органов.
Что касается порядка формирования в
автоматизированном режиме по соответствующим строкам форм отчетности 2-НМ, 2-НК
и 1-НТК показателя "проведено выездных налоговых проверок",
предусматривающего формирование данного показателя на основании количества
вынесенных налоговым органом решений о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения, то необходимые изменения и дополнения
в методические указания и описания показателей к названным формам будут внесены
в установленном порядке.
Управлениям ФНС России по субъектам
Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Т.В.ШЕВЦОВА