МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 июня 2009 г. N ВЕ-17-3/101@
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная
налоговая служба направляет для сведения письмо Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от
17.12.2008 N 03-05-04-02/75 по вопросам о начислении пеней в случае перерасчета
налоговой базы и суммы земельного налога (авансового платежа) за прошедшие
налоговые (отчетные) периоды и уплаты этой суммы в связи с получением сведений
органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости,
а также о привлечении в связи с этим налогоплательщиков земельного налога к
ответственности за совершение налогового правонарушения.
Довести указанные письма до нижестоящих
налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Е.Ю.ВЕЧКО
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2008 г. N 03-05-04-02/75
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается, что позиция
Минфина России по вопросам о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного
земельного налога, а также о пересмотре неправильно произведенного
налогообложения изложена в письме от 2 декабря 2008 г. N 03-05-04-02/71,
направленном в адрес ФНС России.
По вопросам о
начислении пеней в случае перерасчета налоговой базы и суммы земельного налога
(авансового платежа) за прошедшие налоговые (отчетные) периоды и уплаты этой
суммы в связи с получением сведений органа кадастрового учета о технических
ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра
недвижимости, а также о привлечении в связи с этим налогоплательщиков
земельного налога к ответственности за совершение налогового правонарушения необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подлежащая уплате
сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.
При уплате налога с нарушением срока
уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях,
предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 57, статья 75 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 397 Кодекса
земельный налог (авансовые платежи) подлежит уплате налогоплательщиками в
порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований (законами городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга).
Налоговая база по земельному налогу
определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая
стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт
1 статьи 391 Кодекса).
В соответствии с
пунктом 4 статьи 391 Кодекса налоговая база для каждого налогоплательщика,
являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании
сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими
ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами
муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктом 3 указанной
статьи.
Обязанность по исчислению земельного
налога и направлению соответствующего налогового уведомления налогоплательщику
- физическому лицу не позднее 30 дней до наступления срока платежа возложена на
налоговый орган (статья 52, пункт 3 статьи 396 Кодекса).
Обязанность налогоплательщика -
физического лица уплатить этот налог (авансовый платеж) возникает не ранее даты
получения налогового уведомления. При этом уплата налога осуществляется
налогоплательщиком - физическим лицом в течение одного месяца со дня получения
налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты
налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Следовательно, обязанность налогоплательщика
- физического лица доплатить сумму земельного налога за прошедший налоговый
период в связи с технической ошибкой, допущенной при формировании и ведении
государственного кадастра недвижимости, возникает не ранее даты получения
налогового уведомления, в котором указана уточненная сумма налога.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса
налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на
основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного
(бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 396
Кодекса налогоплательщики - организации исчисляют сумму земельного налога
(авансовых платежей) самостоятельно. При этом уплата налога
(авансовых платежей) производится в сроки, установленные нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не ранее срока
представления налоговой декларации (расчетов по авансовым платежам) по
земельному налогу.
Полагаем, что суммы
земельного налога (авансовых платежей), исчисленные в установленном порядке по
уточненным налоговым декларациям (расчетам) за прошедшие налоговые (отчетные)
периоды в связи с получением налогоплательщиком - организацией в текущем
налоговом (отчетном) периоде сведений органа кадастрового учета о технических
ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра
недвижимости и повлекших необходимость перерасчета налоговой базы и сумм
земельного налога (авансовых платежей), не являются
недоимкой в смысле пункта 2 статьи 11 Кодекса (недоимкой для целей Кодекса и
иных актов законодательства о налогах и сборах признается сумма налога, не
уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок).
Кроме того, частью
первой и главой 31 Кодекса не установлены специальные сроки для исполнения
налогоплательщиками - организациями обязанностей по уплате дополнительных сумм
земельного налога (авансовых платежей), а также представлению в налоговые
органы уточненных налоговых деклараций (расчетов по авансовым платежам) по
земельному налогу в связи с перерасчетом налоговой базы и суммы земельного
налога (авансового платежа) при получении сведений органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при
формировании и ведении государственного кадастра недвижимости. В связи с
получением таких сведений обязанность по уплате указанных сумм земельного
налога (авансовых платежей) должна быть исполнена налогоплательщиком - организацией
в ближайший предстоящий срок уплаты земельного налога (авансового платежа).
В случае, когда налогоплательщиком
исполнена в установленном порядке обязанность по уплате указанной суммы
земельного налога (авансового платежа) или суммы земельного налога на основании
полученного уточненного налогового уведомления, основания для начисления пеней
и привлечения такого налогоплательщика к ответственности отсутствуют.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН