МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 июля 2009 г. N ШС-22-3/539@
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В связи с
поступающими вопросами Федеральная налоговая служба сообщает, что при
проведении налоговыми органами контрольных мероприятий в части проверки по
вопросу правильности определения налогоплательщиками предельного размера
доходов в целях применения упрощенной системы налогообложения (пункт 2 статьи
346.12 и пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации) следует
учитывать позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС
России) по данному вопросу,
изложенную в Постановлении ВАС России от 12 мая 2009 года N 12010/08.
Указанную позицию ВАС России следует
также учитывать при рассмотрении налоговых споров и обращений
налогоплательщиков по вышеизложенному вопросу.
Доведите данную информацию до нижестоящих
налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2009 г. N 12010/08
Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого
заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой
Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г.,
Петровой С.М., Сарбаша С.В., Юхнея
М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с
ограниченной ответственностью "Новгородский стоматологический центр"
о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новгородской области
от 06.02.2008 по делу N А44-42/2008 и Постановления Федерального арбитражного
суда Северо-Западного округа от 06.06.2008 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области
Василевский Г.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой
С.М., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью
"Новгородский стоматологический центр" (далее - общество) 29.10.2007
обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по
Новгородской области (далее - инспекция) с заявлением о переходе на упрощенную
систему налогообложения. Уведомлением от 09.11.2007 N 269 инспекция сообщила
обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения с
01.01.2008 в связи с превышением предельно допустимого уровня доходов,
установленного статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление
Федеральной налоговой службы по Новгородской области решением от 28.12.2007 N
220-12/102-01 отказало обществу в удовлетворении его жалобы на уведомление
инспекции со ссылкой на то, что коэффициент-дефлятор на 2007 год, равный 1,247,
установлен с учетом коэффициента-дефлятора 2006 года в размере 1,132
(коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 x 1,132), поэтому величина
предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода
организаций на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, равна 18 615
000 рублям (15 000 000 рублей x 1,241), доход же общества за этот период
составил 20 242 127 рублей.
Инспекция в отзыве на заявление общества
привела аналогичные доводы.
Общество обратилось в Арбитражный суд
Новгородской области с заявлением о признании уведомления инспекции
недействительным.
Решением Арбитражного суда Новгородской
области от 06.02.2008 в удовлетворении требования общества отказано.
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа Постановлением от 06.06.2008 решение суда первой
инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения
суда первой инстанции и Постановления суда кассационной инстанции общество
просит их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении
арбитражными судами статьи 346.12 Кодекса.
В отзыве на заявление инспекция просит
оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие
действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов,
изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в
заседании представителя инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные
акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу абзаца первого пункта 2 статьи
346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему
налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает
заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы,
определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 15 000 000
рублей. Величина предельного размера доходов организации,
ограничивающая ее право перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно
абзацу второму пункта 2 статьи 346.12 Кодекса подлежит индексации на
коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный
год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в
Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на
коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 этой
статьи ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному
опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства
Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации ежегодно не позднее 20 ноября
публикует в Российской газете согласованный с Министерством финансов Российской
Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.
На 2006 год Приказом Минэкономразвития
России от 03.11.2005 N 284 установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для
индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода
и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой
26.2 Кодекса, равный 1,132.
На 2007 год Приказом Минэкономразвития
России от 03.11.2006 N 360 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,241. Из
текста этого Приказа не следует, что коэффициент-дефлятор рассчитан с учетом
размера предыдущего.
Требования же статьи 346.12 Кодекса,
предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор,
устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на
коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными.
Следовательно, величина предельного
размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право
перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, должна
быть не выше 21 072 180 рублей (15 000 000 x 1,241 x 1,132).
Кроме того, судами
не учтено, что указанная в уведомлении инспекции величина предельного дохода
(18 615 000 рублей), ограничивающая право общества перейти на упрощенную
систему налогообложения, не соответствует пункту 2 статьи 346.12 Кодекса, так
как не учитывает коэффициент-дефлятор, установленный согласно распоряжению
Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Приказом
Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284.
При названных обстоятельствах
оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении
арбитражными судами норм права, поэтому на основании части 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное
и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской
области от 06.02.2008 по делу N А44-42/2008 и Постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2008 по тому же делу
отменить.
Требование общества с ограниченной
ответственностью "Новгородский стоматологический центр"
удовлетворить.
Уведомление Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области от 09.11.2007 N 269
признать недействительным.
Председательствующий
Е.Ю.ВАЛЯВИНА