МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 июля 2009 г. N ШТ-17-2/128@
О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ
Федеральная
налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо
Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.06.2009 N 73/3-133-2009 по
вопросам применения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" при проведении налоговыми органами мероприятий по контролю за
применением контрольно-кассовой техники.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих
налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июня 2009 г. N 73/3-133-2009
В Генеральной прокуратуре Российской
Федерации рассмотрено обращение по вопросам проведения налоговыми органами
мероприятий по контролю за применением
контрольно-кассовой техники.
Положения Федерального закона от
26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), устанавливающие порядок
организации и проведения проверок субъектов предпринимательства, не применяются
при осуществлении государственными органами мероприятий по финансовому
контролю.
Понятие
"финансовый контроль" частично раскрывается в Указе Президента
Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля в Российской Федерации", согласно
которому государственный финансовый контроль включает в себя контроль за
исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,
организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием
государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
предоставлением финансовых и налоговых льгот и
преимуществ.
В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая
техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Согласно ст. 7 Закона Российской
Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской
Федерации" (далее - Закон N 943-1) полномочия по контролю
за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и
условиями ее регистрации и применения, за полнотой учета выручки в организациях
и у индивидуальных предпринимателей возложены на налоговые органы. При этом
последним предоставлено право получать необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении
проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на
организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований
законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Определением от
09.06.2005 N 222-О и Постановлением от 12.05.1998 Конституционный Суд
Российской Федерации указал, что нормы Закона N 943-1 имеют многофункциональное
значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и
оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного
порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой
(в том числе налоговой) дисциплины.
Обязательное применение контрольно-кассовой техники связывается
прежде всего с отражением фискальных данных на контрольной ленте и в фискальной
памяти комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой
техники, обеспечивающих хранение итоговой информации, необходимой для полного
учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.
С учетом изложенного Генеральная
прокуратура Российской Федерации разделяет позицию Федеральной налоговой службы
в части отнесения мероприятий по контролю за применением
контрольно-кассовой техники к финансовому контролю, на который не
распространяются положения Закона N 294-ФЗ.
Заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации
С.Г.КЕХЛЕРОВ