МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 сентября 2009 г. N ШТ-17-2/167@
О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ
Федеральная
налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо
Минфина России от 03.09.2009 N 03-01-15/9-441 по вопросам применения положений
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" при проведении налоговыми органами мероприятий
по контролю за применением контрольно-кассовой техники.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих
налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 сентября 2009 г. N 03-01-15/9-441
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники и сообщает.
В соответствии с
пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и
индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под
действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, при осуществлении видов
предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26
Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя
(клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа,
подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу,
услугу).
Каких-либо исключений применения
вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции Федеральный
закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ не содержит.
Пунктом 2 статьи
346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности может применяться по решениям представительных органов
муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов
государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и
павильоны с площадью торгового зала не более 150
квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
При этом в отношении предпринимательской
деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться.
Вместе с тем правовые основы производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в
Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N
171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно пункту 5
статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ организации,
осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием
этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для
таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее
50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и
денег, контрольно-кассовую технику.
Определение порядка лицензирования и
выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами
Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального
закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ только организациям.
В соответствии со
статьей 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ в области
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением
требований статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, то
есть, в том числе розничная продажа в городах алкогольной продукции с
содержанием этилового спирта более 15
процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.
Нарушение данных норм при осуществлении
розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16
Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
"нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции" (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по
делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех
тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или
без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с
конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН