МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 сентября 2009 г. N ШС-17-3/175@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской
Федерации от 18.09.2009 N 03-05-04-02/72 о применении льгот по налогу на
имущество организаций и земельному налогу общественными организациями
инвалидов.
Доведите данное письмо до нижестоящих
налоговых органов и налогоплательщиков. При этом необходимо учитывать письмо от
14.09.2007 N ШС-6-18/716@ ФНС России "О порядке применения разъяснений
Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах".
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении льгот по
налогу на имущество организаций и земельному налогу общественными организациями
инвалидов и сообщает следующее.
В настоящее время в силу пункта 3 статьи 381
и пункта 5 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном
уровне освобождены следующие организации инвалидов:
1) общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков,
используемых для осуществления их уставной деятельности;
2) организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов
среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты
труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков,
используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением
подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными
организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных
посреднических услуг);
3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и
земельных участков, используемых ими для достижения образовательных,
культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных
и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания
правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Таким образом, на федеральном уровне
Кодексом предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций и земельному
налогу лишь в отношении общероссийских общественных организаций инвалидов.
При этом отмечаем, что согласно правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении
от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов вне
зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские,
межрегиональные, региональные, местные) имеют равные права на получение
государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.
С учетом этой
правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу
общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус,
подтверждая право на предоставление им льгот по налогу на имущество организаций
и земельному налогу, предусмотренных пунктом 3 статьи 381 и пунктом 5 статьи
395 Кодекса (в частности, определения Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 4 февраля 2008 г. N 566/08, от 31 января 2008 г. N 552/08).
В целом соглашаясь
с позицией судебных органов, считаем, что вопрос об освобождении общественных
организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также
организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты налога на
имущество организаций и земельного налога требует законодательного урегулирования
и может быть решен путем внесения изменений в статьи 381 и 395 Кодекса.
При этом полагаем,
если представительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и представительными органами муниципальных образований не принималось
решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных
организаций инвалидов от уплаты соответственно налога на имущество организаций
и земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков
следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в
соответствующем регионе.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН