МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 октября 2009 г. N 3-2-09/212@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДС И НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
обращение ООО по вопросу налогообложения налогом на прибыль и налогом на
добавленную стоимость средств, полученных работодателем в качестве компенсации
на оплату труда работников, принимающих участие в оплачиваемых общественных
работах, сообщает следующее.
По налогу на добавленную стоимость.
Из представленного
запроса следует, что ООО в соответствии с программой по проведению
дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда
Калужской области в 2009 году, утвержденной Постановлением Правительства
Калужской области от 13.01.2009 N 2, заключен договор с Государственным
учреждением Центр занятости населения г. Калуги об организации и проведении
оплачиваемых общественных работ. В
соответствии с указанным договором вышеназванное Общество создает и
предоставляет дополнительные рабочие места на оплачиваемые общественные работы.
При этом Общество заключает с работниками срочные трудовые договоры на период
их участия в общественных работах и производит оплату указанных работ в
соответствии с условиями трудового договора.
В соответствии с вышеназванной программой
возмещение расходов Обществу-работодателю на организацию общественных и других
временных работ производится Государственным учреждением Центр занятости
населения г. Калуги на основании счетов-фактур, актов об исполнении условий
договора и ведомостей по оплате труда. Возмещение работодателю затрат на
заработную плату производится в размере не более минимального размера оплаты
труда (с начислениями на фонд оплаты труда).
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом
на добавленную стоимость признаются операции по реализации на территории
Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
На основании
подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в
соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за
реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение
фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных
с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, в
том случае, если средства, полученные работодателем от Центра занятости
населения г. Калуги в порядке возмещения затрат на заработную плату (в размере
не более минимального размера оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты
труда)), не связаны с расчетами по оплате выполненных работ, оказанных услуг
для указанного Центра занятости населения г. Калуги, то они не подлежат
налогообложению налогом на
добавленную стоимость. Поскольку в этом случае не должны применяться понятия
"заказчик и исполнитель, а также выполнение работ и оказание услуг",
то счета-фактуры оформляться не должны.
По налогу на прибыль организаций.
При определении объекта налогообложения
налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров
(работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в
соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в
соответствии со статьей 250 НК РФ.
Поэтому, если средства, полученные ООО от
Центра занятости населения г. Калуги в целях возмещения затрат на заработную
плату, связаны с расчетами по оплате выполненных работ, оказанных услуг для
указанного Центра занятости, то они учитываются как доходы от реализации работ
(услуг) и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
В случае если указанные средства не
связаны с расчетами за выполненные для Центра занятости населения г. Калуги работы,
услуги, то полученные ООО средства подлежат налогообложению с учетом
следующего.
Статьей 251 НК РФ определены доходы, не
учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень таких
доходов является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 указанной
статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не
учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики -
получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов
(расходов), полученных (произведенных) в пределах целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений
из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ,
необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую
из бюджета;
2) полученные средства должны носить
целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в пределах целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета
установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Перечень организационно-правовых форм
юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета,
поименован в статье 6 Бюджетного кодекса. Коммерческие организации в данном
перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями
средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном кодексе и НК РФ.
Таким образом,
полученные ООО от Центра занятости населения г. Калуги средства на возмещение
расходов на оплату труда работников, принимающих участие в оплачиваемых
общественных работах, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2
статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы
по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
При этом расходы на оплату труда
вышеуказанных работников учитываются налогоплательщиком при
определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со статьей
255 НК РФ в общеустановленном порядке.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН