МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 ноября 2009 г. N ШС-22-2/876@
О ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВЫХ И ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК СООТВЕТСТВИЯ
ЛОТЕРЕЙ ИХ УСЛОВИЯМ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная налоговая служба в
соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от
05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О
лотереях" является уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим следующие функции:
- выдача разрешений на проведение
всероссийских лотерей;
- рассмотрение уведомлений о проведении
стимулирующих лотерей;
- ведение единого государственного
реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;
- контроль за
проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от
проведения лотерей.
В соответствии с пунктом 4 Положения о
Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о
Федеральной налоговой службе", Федеральная налоговая служба осуществляет
свою деятельность непосредственно и через свои территориальные налоговые
органы, которые составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно Положениям
о территориальных органах Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 N 101н "Об
утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой
службы", управления ФНС России по субъектам Российской Федерации,
инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления,
инспекции ФНС России межрайонного уровня являются территориальными органами
Федеральной налоговой службы и входят в единую
централизованную систему налоговых органов, которые уполномочены осуществлять
контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием
выручки от проведения лотерей.
В соответствии с
пунктом 5 Правил проведения негосударственной лотереи и пунктом 5 Правил
проведения стимулирующей лотереи (приложения N 2 и N 4 к Приказу Министерства
финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н "Об установлении Форм и
сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведении
лотерей" соответственно (далее - Правила N 1 и Правила N 2 соответственно)
Федеральная налоговая служба, выдавшая разрешение на проведение лотереи или зарегистрировавшая
проведение стимулирующей лотереи, с целью контроля за проведением лотереи
вправе проводить плановые и внеплановые проверки организатора (оператора)
лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству
Российской Федерации. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по
утвержденному уполномоченным органом плану. Внеплановая проверка проводится в
случае:
- необходимости проверки достоверности
представленных сведений;
- получения уполномоченным органом,
выдавшим разрешение на проведение лотереи или зарегистрировавшим проведение
стимулирующей лотереи, от органов государственной власти информации о нарушении
организатором лотереи при проведении лотереи требований действующего
законодательства Российской Федерации;
- обращения участников лотереи с жалобами
на нарушение их прав и законных интересов.
Также сообщаем, что
согласно пункту 6 Правил N 2 территориальные налоговые органы вправе обратиться
в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным
уведомлением ФНС России об обращении в суд для вынесения решения Федеральной
налоговой службой о приостановлении действия стимулирующей лотереи до
вступления в законную силу решения суда в следующих случаях:
- нарушения организатором лотереи условий
лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации;
- представления организатором лотереи в
уполномоченный орган неполной или недостоверной информации.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1 в
случае выявления при проведении лотереи нарушения организатором лотереи условий
лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации
территориальные налоговые органы выносят решение об устранении организатором
лотереи выявленного нарушения в срок, не превышающий 30 календарных дней.
Организатор лотереи уведомляет
уполномоченный территориальный налоговый орган, выдавший указанное решение, об
устранении нарушений в установленный уполномоченным органом срок.
Согласно пункту 7
Правил N 1 в случае неисполнения организатором лотереи решения уполномоченного
территориального налогового органа, а также в случае представления
организатором лотереи в уполномоченный территориальный налоговый орган неполной
или недостоверной информации территориальные налоговые органы выдают
организатору лотереи предписание с указанием срока устранения организатором
лотереи нарушений, повлекших за собой выдачу предписания. Указанный срок не может превышать 30 календарных дней.
Пунктом 8 Правил N 1 предусмотрено, что в
случае неоднократного или грубого невыполнения организатором лотереи требований
предписания, а также при выявлении следующих нарушений:
- нецелевое использование средств,
полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств
понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не
предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О
лотереях", а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;
- нарушение организатором лотереи
требований Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и
условий лотереи;
- невыполнение обязательных нормативов
лотереи, установленных статьей 10 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ
"О лотереях"; территориальные налоговые органы вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи
разрешения на проведение лотереи с одновременным уведомлением ФНС России
об обращении в суд для вынесения решения Федеральной налоговой службой о приостановлении
действия разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения
суда.
Таким образом, при выявлении нарушений
при проведении стимулирующих лотерей, указанных в пункте 6 Правил N 2,
территориальные налоговые органы вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве
действия стимулирующей лотереи. ФНС России вправе вынести решение о
приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу
решения суда.
При выявлении
нарушений при проведении негосударственной лотереи территориальные налоговые
органы вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного разрешения на
проведение лотереи в случае, если такие нарушения соответствуют подпунктам 1,
2, 3 пункта 8 Правил N 1, либо в случае неоднократного или грубого невыполнения
организатором лотереи требований ранее вынесенного территориальным налоговым
органом предписания об устранении нарушений. ФНС России вправе вынести решение о приостановлении действия
разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда.
Одновременно сообщаем, что
территориальным налоговым органам необходимо уведомлять Федеральную налоговую
службу о вступлении в законную силу решений суда.
Учитывая, что
правом на обращение в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи
или об отзыве выданного разрешения на проведение лотереи обладает только орган,
предоставивший право на проведение стимулирующей лотереи или выдавший
разрешение на проведение лотереи, территориальные налоговые органы ФНС России
для осуществления указанных действий в отношении организаторов лотерей должны
получить доверенность на представление интересов ФНС России.
На основании изложенного сообщаем, что
территориальным налоговым органам необходимо своевременно и в полном объеме
осуществлять все указанные мероприятия и о результатах их проведения сообщать в
Федеральную налоговую службу.
Кроме того, о результатах проведения
проверок лотерей сообщать в ФНС России по формам отчетности, доведенным письмом
Федеральной налоговой службы от 08.10.2009 N ШТ-22-2/761@.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Т.В.ШЕВЦОВА