ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 февраля 2010 г. N ШС-17-3/20@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 23.12.2009 N 03-07-15/169 О ПОРЯДКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 НОЯБРЯ 2009 Г. N 287-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 149 И
162 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения и использования в работе разъяснение Министерства финансов
Российской Федерации от 23.12.2009 N 03-07-15/169 о порядке применения норм
Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в
статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Доведите указанное разъяснение до
нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2009 г. N 03-07-15/169
В связи с разделом
II протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности от 30 ноября 2009 г. N 39 о подготовке разъяснений
о порядке применения норм Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации" Минфин России разъясняет.
С 1 января 2010
года в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную
стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых
управляющими организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими
кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и
отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения
коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального
комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
При этом в
соответствии с вышеуказанной нормой освобождение от налогообложения налогом на
добавленную стоимость коммунальных
услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и
другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса,
а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями,
Кодексом не предусмотрено.
При применении указанной нормы следует
руководствоваться пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее - Жилищный кодекс) и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30
декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса".
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса
установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное
и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том
числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том
числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1
статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией
коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его
организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем)
коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства
товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию
объектов, используемых для утилизации
(захоронения) твердых бытовых отходов.
Учитывая
изложенное, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 Жилищного
кодекса, предоставляемые управляющими организациями, товариществами
собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными
специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях
удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание
внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются
коммунальные услуги (далее - управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от
налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц,
указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N
210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи
170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам,
предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального
комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями,
включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и
вычету не подлежат.
Таким образом, от налогообложения налогом
на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг
управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения
этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость,
у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и
газоснабжающих организаций.
Аналогичный порядок применения
освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость установлен
подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса по работам (услугам) по содержанию и
ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Так, с 1 января
2010 года от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается
реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями и
ТСЖ, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме управляющими организациями и ТСЖ у организаций
и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих)
данные работы (услуги).
Согласно пункту 11
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491,
содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества,
осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил
ответственными лицами; освещение помещений общего пользования; обеспечение
температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений
общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной безопасности;
содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными
предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого
многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем
в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к
сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов
благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и
благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на
земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, от налогообложения налогом
на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ
(услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей
стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных
предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы
(услуги). При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям и ТСЖ, организациями
и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими
(оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения налогом на
добавленную стоимость не освобождены.
Кроме того, Кодексом не предусмотрено
освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию
и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению
многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых)
собственными силами управляющих организаций и ТСЖ.
Необходимо
отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик,
осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные
пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций
от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по
месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го
числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
В случае отказа в соответствии с пунктом
5 статьи 149 Кодекса от освобождения от налогообложения налогом на добавленную
стоимость вышеназванных операций налогообложение и налоговые вычеты по товарам
(работам услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, следует
производить в общеустановленном порядке.
С 1 января 2010 года согласно пункту 3
статьи 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не
включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на
формирование резерва на проведение текущего и
капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом
освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость ремонтных
работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, Кодексом не предусмотрено.
С.Д.ШАТАЛОВ