МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 февраля 2010 г. N МН-21-6/119
Рассмотрев письмо в части вопросов,
относящихся в компетенции Федеральной налоговой службы, сообщаю следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 и
пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
правоспособность юридического лица возникает в момент его создания - внесения
соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее -
ЕГРЮЛ), и прекращается в момент внесения записи о его исключении из указанного
государственного реестра.
Внесение в ЕГРЮЛ
сведений о юридическом лице (о создании, реорганизации, ликвидации, иных
сведений) в силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" является государственной регистрацией юридического лица,
которая осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственной регистрации, состоящего из Гражданского
кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов
Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании
документов, представленных при государственной регистрации. При этом
регистрирующий орган в силу положений пункта 4.1 вышеуказанного Федерального
закона не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным
нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов
(за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в
представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных
названным Федеральным законом.
Отказ в государственной регистрации
допускается только в случаях, установленных статьей 23 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии со
статьей 24 указанного Федерального закона за необоснованный, то есть не
соответствующий основаниям, указанным в статье 23 указанного Федерального
закона, отказ в государственной регистрации, должностные лица регистрирующих
органов несут ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации (часть 2 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, статья 169 Уголовного кодекса Российской
Федерации).
Вместе с тем, на
основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации
юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица
грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят
неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений
законов или иных нормативных правовых
актов государственной регистрации юридических лиц.
В части изменений, внесенных в Федеральный
закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью" и касающихся минимального размера уставного капитала
обществ с ограниченной ответственностью, необходимо отметить следующее.
По указанному
вопросу имеется позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
выраженная, в частности, в проекте информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с
применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О
внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанный проект размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в сети Интернет.
Упомянутый проект информационного письма
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержит также
позицию по вопросу ликвидации обществ с ограниченной ответственностью по искам
регистрирующих органов на основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Н.Е.МЕЛЬНИКОВ