МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 апреля 2010 г. N ШС-17-3/56@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской
Федерации от 19.02.2010 N 03-05-04-01/12.
Доведите данное письмо до нижестоящих
налоговых органов, налогоплательщиков, органов местного самоуправления.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 февраля 2010 г. N 03-05-04-01/12
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрено письмо об установлении представительными
органами местного самоуправления усредненной стоимости по жилым и нежилым
помещениям, строениям и сооружениям, не имеющим инвентаризационной оценки, и
сообщается следующее.
В соответствии со статьей 5 Закона
Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество
физических лиц" исчисление налога на имущество физических лиц производится
налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по
состоянию на 1 января каждого года.
При этом органы технической
инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган
сведения, необходимые для исчисления налога, по состоянию на 1 января текущего
года.
Согласно пункту 1.2 Порядка оценки
строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве
собственности, утвержденного Приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 г. N 87
(далее - Порядок), заказчиками работ по определению инвентаризационной
стоимости объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти
национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка
исполнителями работ по определению инвентаризационной стоимости объектов
обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые,
при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные,
строительные и иные организации.
Определение инвентаризационной стоимости
строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января
каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с
действующим законодательством (пункт 1.4 Порядка).
Согласно пунктам 3.2, 3.2.1 Порядка
определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей
налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на
величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений
производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с
ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам,
введенным Постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 г. N 94 и письмами
Госстроя СССР от 6 сентября 1990 г. N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и
Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 г. N 15-148/6 и N 15-149/6 (по
отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по
коэффициентам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Учитывая изложенное, применение
усредненной стоимости по жилым и нежилым строениям, помещениям и сооружениям,
не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве налоговой базы по налогу на
имущество физических лиц не предусмотрено действующим законодательством
Российской Федерации.
Кроме того, отмечается, что полномочия
представительных органов муниципальных образований определяются на основании
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятого в
соответствии с ним уставом муниципального образования. Так, установление
усредненной стоимости по жилым и нежилым помещениям, строениям и сооружениям,
не имеющим инвентаризационной оценки, в силу статьи 23 Устава городского округа
Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г.
N 294, не относится к компетенции представительного органа городского округа
Самара.
Учитывая изложенное, полагаем, что
представительные органы местного самоуправления не вправе устанавливать
усредненную стоимость по жилым и нежилым помещениям, строениям и сооружениям,
не имеющим инвентаризационной оценки, в качестве налоговой базы по налогу на
имущество физических лиц.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН