МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9486
О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ
С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ХРАНЕНИЯ
В 2011 году отношения по обороту
лекарственных средств регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ
"Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и
правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных
лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674.
Ранее действовавшие
аналогичные Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах" (действовал до 01.09.2010) и Инструкция о порядке уничтожения
лекарственных средств, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.12.2002 N
382 (официально утратила силу с 26.02.2011 согласно Приказу Минсоцздравразвития
РФ от 17.12.2010 N 1129), содержали прямые нормы об обязанности владельца
лекарственных средств уничтожать медикаменты с истекшим сроком годности в
установленном порядке.
Нормы действующих актов законодательства
таких норм не содержат, устанавливая при этом обязанность уничтожения
недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных
средств и контрафактных лекарственных средств (пункт 6 статьи 47 Закона N
61-ФЗ).
При этом Правилами хранения лекарственных
средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ
от 23.08.2010 N 706н, предусмотрено, что при выявлении лекарственных средств с
истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп
лекарственных средств в специально выделенной и
обозначенной (карантинной) зоне. Порядок дальнейших действий с такого рода
товаром не установлен.
Из определения понятия
"недоброкачественные лекарственные средства", содержащегося в пункте
38 статьи 4, и определения понятий "фармакопейная статья",
"нормативная документация" и "нормативный документ" (пункты
19 - 21 этой же статьи) не следует, что лекарственные средства с истекшим
сроком годности в терминологии законодательства относятся к
недоброкачественным.
Аналогичный вывод можно также сделать из
норм статьи 33 Закона N 61-ФЗ, где срок годности (подпункт "1з"
пункта 1) перечислен самостоятельным положением наряду с данными о номере
фармакопейной статьи или в случае ее отсутствия номере нормативной документации
либо нормативного документа (подпункт "1л" пункта 1).
Таким образом, анализ норм действующего
законодательства не позволяет без дополнительной информации четко определить
действия владельца лекарственных средств по работе с "просроченными"
лекарствами, которые сопутствуют деятельности (являются обязательными в рамках
деятельности), связанной с оборотом лекарственных средств.
Вместе с тем налоговое законодательство
обуславливает применение того или иного порядка учета расходов при исчислении налога на прибыль в зависимости от
наличия/отсутствия связи операции с деятельностью налогоплательщика,
направленной на получение дохода.
В связи с изложенным
ФНС России просит разъяснить:
- существует ли какой-либо порядок работы
владельца лекарственных средств с медикаментами, срок годности которых истек, и
чем он определен;
- может ли владелец лекарственных средств принять самостоятельное решение в отношении уничтожения
лекарств с истекшим сроком хранения;
- предполагает ли законодательство об
обороте лекарственных средств право владельца
лекарственных средств с просроченным сроком годности самостоятельного
уничтожения таких медикаментов?
Д.В.ЕГОРОВ