МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 июля 2011 г. N ЕД-4-3/11867@
О ПОРЯДКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА
Федеральная налоговая служба в дополнение
к письму ФНС России от 23.05.2011 N АС-4-3/8121@ направляет копию письма
Минфина России от 05.07.2011 N 03-11-09/39 с разъяснениями по вопросу учета
доходов, полученных от совместной деятельности, при определении статуса
сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Советник
государственной гражданской
службы Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2011 г. N 03-11-09/39
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений
главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
в целях главы 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями,
имеющими право применять систему налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), признаются
организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную
продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку
(в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию,
при условии, если в
общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и
индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими
сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки,
произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства,
составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские
кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие,
садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в
соответствии с Федеральным законом 8 декабря 1995 г. N
193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от
реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов
данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную
данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства
членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов
данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ,
услуг) не менее 70 процентов.
Статья 346.2 Кодекса, по нашему мнению,
не предусматривает право организаций и индивидуальных предпринимателей при
участии в простом товариществе учитывать в целях получения статуса
сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от
реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации
произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями
сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки,
произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства,
доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной
продукции, произведенной в рамках договора простого товарищества и
распределенной между участниками.
В случае, если
налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога является участником
договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то доходы,
распределяемые в пользу налогоплательщика, согласно пункту 9 статьи 250 Кодекса
относятся к внереализационным доходам, которые при определении статуса
сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей исчисления единого
сельскохозяйственного налога не учитываются.
Учитывая изложенное, Минфином России
ранее давались разъяснения, согласно которым в целях получения статуса
сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от
реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации
произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями
сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки,
произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства,
доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках
простого товарищества и распределенной между
участниками, не учитывались.
Вместе с тем в Постановлении Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9534/10 указано,
что доход, полученный организацией от реализации сельскохозяйственной
продукции, произведенной в рамках договора о совместной деятельности,
учитывается при определении доли дохода, предоставляющего организации право на
применение системы налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
По нашему мнению, выводы, содержащиеся в
указанном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда, необходимо
использовать в работе с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела,
не придавая им универсального характера.
Так, в случае, если организация является
участником договора простого товарищества, в соответствии с которым
осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной
продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, то при
определении доли дохода от реализации произведенной
организацией сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной
переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного
производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях главы
26.1 Кодекса возможно учитывать доходы от реализации
сельскохозяйственной продукции, полученной в рамках договора о совместной
деятельности, как это предусмотрено в вышеуказанном Постановлении Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Однако в случае,
если договор простого товарищества не связан с производством и реализацией
сельскохозяйственной продукции либо если такое производство и реализация не
является основной или преобладающей деятельностью в рамках договора о простом
товариществе, то вышеуказанное Постановление Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации при определении доли дохода, предоставляющего
организации право на применение системы налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей, не учитывается.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН