МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2011 г. N 15-05-08/3
Департамент долгосрочного финансового
планирования рассмотрел письмо по вопросу распределения доходов от экспорта
нефти и газа и сообщает следующее.
В соответствии с главой 13.2
"Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета" Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нефтегазовые доходы федерального
бюджета формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений
углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений
углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных
таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары,
выработанные из нефти (статья 96.6).
В соответствии со статьей 96.8 Кодекса
определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового
трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального
бюджета. При этом величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в
абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на
соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в
федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период.
После формирования нефтегазового
трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. При
этом в соответствии со статьей 96.9 нормативная величина Резервного фонда
утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов
прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего
продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые
доходы направляются в Фонд национального благосостояния (статья 96.10), который
сформирован в целях обеспечения софинансирования
добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также
обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации.
В настоящее время в
соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ "О
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 января 2010
года до 1 января 2014 года нормативная величина Резервного фонда не определяется,
нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового
обеспечения нефтегазового трансферта и для
формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а
направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии с указанным
Законом в этот период действие порядка проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых
доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.
Так, в соответствии
со статьей 6 Закона до 1 января 2014 года объемы средств Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния (за исключением средств Фонда национального
благосостояния, используемых на обеспечение софинансирования
добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также на
обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации), используемые для финансирования дефицита федерального
бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе источников
финансирования дефицита федерального бюджета. Использование средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния, за исключением средств Фонда
национального благосостояния, используемых на обеспечение софинансирования
добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также на
обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации, осуществляется на основании решений Правительства
Российской Федерации. При этом доходы от управления средствами Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение
расходов федерального бюджета.
В связи с этим
необходимо отметить, что с 2004 года в России использовались различные
механизмы обособленного управления нефтегазовыми доходами, полученными в
результате высокого уровня цен на нефть и газ - сначала через Стабилизационный
фонд, затем через сменившие его Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния. Финансовый кризис
показал, что проводившаяся в России политика сбережения нефтегазовых доходов, с
учетом благоприятной конъюнктуры цен, полностью себя оправдала. В период кризиса
действие бюджетных правил, регламентирующих ограниченное использование
нефтегазовых доходов в России, было приостановлено, накопленные резервы
использовались на финансирование бюджета по мере необходимости.
В настоящее время прорабатывается вопрос
в отношении внесения в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений,
определяющих порядок использования нефтегазовых доходов с 2012 года.
Заместитель директора Департамента
В.И.БОЙЦОВА