МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 сентября 2011 г. N 06-04-11/01-348
Министерство
финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу правомерности
финансирования из бюджета поселения расходов по ремонту контейнерной (мусорной)
площадки и отлову и передержке безнадзорных животных и сообщает, что в
соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N
329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право
официального толкования положений законодательных актов Российской Федерации. Вместе с тем, по поставленным в письме вопросам отмечаем следующее.
Статьей 14 Федерального закона от
06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N
131-ФЗ) и статьей 8 Федерального закона "Об отходах производства и
потребления" к вопросам местного значения поселений отнесена организация
сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 50 Федерального закона N
131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество,
предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов
местного значения. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N
131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в
собственности поселения, отнесено к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, в рамках решения вопроса
местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, при
условии наличия в муниципальной собственности имущества, предназначенного для
решения данного вопроса (например, контейнерной (мусорной) площадки), возможно
осуществление расходов, связанных с поддержанием данного имущества в надлежащем
техническом и эксплуатационном состоянии.
В отношении финансирования из местного
бюджета расходов по отлову и передержке безнадзорных животных отмечаем, что
Федеральный закон N 131-ФЗ не содержит ни соответствующего вопроса местного
значения, ни полномочий органов местного самоуправления в этой области.
Отсутствуют полномочия органов местного самоуправления в области ветеринарии и
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вместе с тем, применение Федерального
закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" и Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О
ветеринарии" к правовым отношениям по отлову безнадзорных животных
подтверждено позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в
Определении от 28.01.2010 N 32-В09-22.
Данное определение разъясняет
разграничение полномочий в данной сфере между органами местного самоуправления
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В нем
указывается на необходимость учитывать то обстоятельство, что безнадзорные
животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и
животных, в том числе способных повлечь летальный исход, в связи
с чем мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к
санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области защиты
населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждения и
ликвидации болезней животных, их лечения.
В силу статей 3, 4 Федерального закона
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения,
возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения как одного из основных условий реализации предусмотренных
Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и
благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов. В соответствии с пунктом 2
статьи 2 указанного Федерального закона осуществление мер по предупреждению
эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды
является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской
Федерации "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации
в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для
человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к
ведению Российской Федерации.
Поскольку установление порядка отлова и
содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и
ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней
животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и
животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента
межбюджетных отношений
О.Г.БЕЖАЕВ